Главная страницаЭссе → МУКИ РАЙСКИЕ, Сергей ПОЛЯКОВ (!!!)

МУКИ РАЙСКИЕ, Сергей ПОЛЯКОВ (!!!)

(фрагмент эссе Сергея Полякова о природе творчества, приведённый в конце его книги «По последнему льду», изданной в ПО "Книга" в Челябинске в 2013г)

Публикация этого фрагмента, от чтения которого невозможно оторваться – лишь начало разговора о творчестве уральского писателя Сергея Полякова. Без него наша литература не предстанет во всём её богатстве. От страниц книг этого автора сердцу оторваться невозможно. Он не пишет, он одаривает нас. Его книгу я начала читать с конца, интуитивно. И не пожалела. Прилипла – не оторвать. Думаю, и вы останетесь у раскрытой страницы, забыв о чём-то другом… Я с вами. Нина Пикулева)

… Это состояние вечного поиска, напряжения, безостановочной душевной работы подтверждают свидетельства многих поэтов.

Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…

Н. Заболоцкий

Однажды у С. Есенина спросили, когда он при своем образе жизни успевает еще и писать. Поэт не задумываясь ответил: «Всегда». Он же: «Но у меня в глазах прозренья дивный свет».

Есть признание В. Высоцкого, что если на одну чашу весов положить усилия на создание нового стихотворения или песни, а на другую все остальное, то перевесит первая чаша.

Чтобы жить, как в раю,
надо просто все время трудиться.
Чтобы жить, как в аду,
можно просто болтать языком...

С. Семянников

Свидетельство понимания Божественной природы творчества есть и у моего земляка, музыканта А. В. Баранова.«Есть в человеческих трудах состояние, которое вызывает то сладостное и неопределенное волнение и неутолимое желание сотворения своими руками того, чего еще, казалось, до тебя никто не сделал. Это акт творения, как чувство неутолимого вечного духовного голода. И только это состояние рождает прекрасные вещи, художественные шедевры, научные открытия, замечательную музыку и поэзию. И как бы ни был черен труд для обеспечения жизни, он не может заслонить и отменить у человека того состояния духа, подлинно божественного и необъяснимого».

Некоторые строки из стихотворения нязепетровского музыканта я воспринимаю как завещание.

А если ты талантлив был
И ничего не сотворил,
Пусть Бог накажет за безделье!

2. НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ…

Слово рождается в чувстве, в сердцах, «ибо от избытка сердца говорят уста мои»*. Когда нам больно или, наоборот, очень хорошо. Если в нашем сердце оживает любовь.
Литература – не просто «любовь к чтению», не баловство, забава, утеха, болезнь, но – профессия тяжелая, неблагодарная, непохожая на другие.
* Евангелие от Матфея. Гл. 12, стих 34.

Не раз слышал о себе, когда вставал от литературных трудов: «Как будто из литейки из ночной смены пришел». Но все окупается высокой радостью озарения, моментом подключения к творчеству. Высшее наслаждение доставляет не только самому написать нечто непохожее, новое, но и прочитать удачное творение другого автора. Мне нравится писателем не столько быть, но жить: осмысливать неординарные ситуации, открывать новые емкие слова.

Однажды я задумался, как реагирует язык на явления жизни, на ту же торговлю, которая процвела после «перестройки». Я проследил слово, обозначающего человека, занимающегося продажей. Это были скупщики, купцы, продавцы. Но пришли советы и появились кооператоры, нэпманы.
Кооператоров «прихлопнули», зато вылезли спекулянты, фарцовщики, барыги и торгаши.

С «перестройкой» торговля легализовалась, хотя первое время были не в почете «скупиляторы». Из трех слов: скупать, спекулировать, кооператор. Потому все, что стремилось скрыть свою истинную суть, с подачи Горбачева перевелось в латынь. Сначала под Запад «легла» столица, затем волна докатилась до провинции. В языке появились консенсусы, ваучеры, приватизация, спонсоры, а в нашей теме обозначения продавцов – «дилеры» (их в народе дразнили «делёрами» – от слова «делить» и «деляга») и дистрибьюторы, и менеджеры, и мёрчандайзеры…

Сколько оттенков ехидных, иногда убийственных несет иногда одно только слово, обозначающее в нейтральном варианте понятие «посредник» в редакции одного старообрядца… «Сейчас ведь работников в России мало, – пишет старец, – все больше промежники».

Каково? И с неуловимым намеком на паразитирующих в известном месте насекомых, и о состоянии экономики и производства в стране, и о тьме неработи – всяких фирм, ООО, ИП, живущих на перепродаже.

Т. е. писателем можно не только быть за письменным столом, но именно жить.

А. К. Толстой признавался: «Я не знаю, как это делается, но почти все, что я чувствую, я чувствую художественно».
И еще: «Я не знаю, как другие пишут, но у меня при приближении звуков волосы поднимаются и слезы брызгают из глаз».

…Ехали мы как-то в начале этого века на Черное море на неделю с братом отдохнуть. Чего не переговоришь за трое суток. Между прочим Юра рассказал, что открыли способ вспашки земель в полной темноте – чтобы уменьшить количество сорняков. Оказывается, семена сорняков, не облученные солнечным светом, не прорастают, а сгнивают в земле. Брат что-то еще продолжал говорить, а в моем сознании произошло обычное переключение, сдвиг с земляной темы на духовную, общественную, «мировую».
«Что есть вспашка, – думал я, – в отношении, скажем, общественного строя, которым живет народ, да и одного „отдельно существующего” человека? Когда руководители затевали „перепахать” общество с помощью перестройки, они не задумывались, что первыми после „пахоты” вылезут на свет Божий сорняки, паразиты и начнут глушить добрые культуры. Они более жизнеспособны и потому взяли верх и в экономике, и власти, и прочем.

Может, не надо было так безответственно „пахать”?»

То же самое с так называемым человеком, в котором сидят семена всех существующих на свете пороков, и хорошо бы их не «облучать», не взывать к жизни. Не буди лихо, пока оно тихо. Но ведь находятся… Расскажут анекдот, историю, покажут фильм – и «облучат» какие-то темные подвалы души, и проснется в них чье-то будущее горе. Какая-то фраза, слово, несущие огромный заряд, сказанные в определенном месте и времени, а изменяют или человеческую судьбу, или историю целого народа.

…Плыли мы как-то по Уфе со спиннингами. К вечеру все щуки у меня в садке передохли. А у товарища хоть и плавали кверху брюхом, а шевелили плавниками.
– Еще тебя жизнь не научила, – сокрушенно отозвался тот. – Со сломанным хребтом дольше живут.

Надо ли разжевывать, куда бросило мою мысль? И в лагерях, и в армии, и просто в жизни тот «беспозвоночный», который прогнется перед опасностью, проживет дольше, а «упертый» погибнет.

Конечно же, творчество – избавление. Сказал – и облегчил душу. Как услышанный анекдот не успокоится в душе, пока человек не передаст его другому.
Но еще: никогда не надо забывать об ответственности за сказанное слово. За придуманную, созданную вещь. Писатели-фантасты подвигли создание гиперболоида-лазера, «человека-амфибии», «окрылили» человека – подняли его наравне с птицами в воздух.

Образы героев Достоевского, Гоголя, Булгакова так заразительны, так «пропахали» российское общество, что можно вполне утверждать о их некоторой материализации [секуляризации].
«Я уже от многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям, их осмеял в них», – признавался Гоголь в письме, которое приводит в статье «Непрожитая жизнь…» Н. Болдырев. Он же, Н. Болдырев, утверждает: «Слово в России всегда было слишком сильным формообразующим жизнь фактором».

…У меня не выходят из головы несколько судьбообразующих эпизодов российской истории, когда страна пошла дорогой, провозглашенной единственным словом. Вот один из них.Помните? Вялое собрание чиновников, недоумевающих, что делать, когда одни думают, что кто первый выскажется, тот и наверху, другой затаился с мыслью, что после всех его слово будет последним, а следовательно, и доминирующим. И вот вялая речь председателя о том, что сейчас в России нет такой партии, которая могла бы повести за собой страну. Слышится холерический выкрик: «Есть такая партия!» И жизнь страны пошла другим путем.

…Если бы такие произведения, как «Собачье сердце» М. Булгакова, были бы хрестоматийными, не было бы в стране такого количества шариковых и швондеров.

3. СОВЕРШЕНСТВО БЕСКОНЕЧНО
……………

Продолжение следует. Комментарии уместны.




 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы