Главная страницаНовости → ЧТО читать ДОШКОЛЬНИКУ?

ЧТО читать ДОШКОЛЬНИКУ?

Очень благодарна сайту "Малятко" (Харьков) за публикацию бесценного материала для взрослых - родителей, воспитателей, гувернёров. Дело это очень важное и тонкое, чтение формирует не только вкус, но и характер человека, ведь книга прикасается к нашей душе - а как поведёт эта гостья себя? Будет радовать, вдохновлять, подсказывать или унижать человека до пошлости, вызывать агрессию в нём?

Сколько родителей блуждает в потёмках на задворках прекрасной детской литературы, в том числе современной))) Им известны только имена классиков детской литературы, "великолепная четвёрка" для дошколят (чтение классики само по себе хорошо, но это ведь - не всё очарование словом...) Доверьтесь профессионалам - очень толково, убедительно, с великолепным вкусом рекомендующим то, что вы сейчас прочтёте.

СПАСИБО авторам, систематизировавшим огромный пласт детской литературы, за такой ПОДАРОК родителям и малышам!!!

Нина ПИКУЛЕВА

Итак,

Основные принципы выбора и чтения книг дошкольникам

1.Интереснее всего для любого человека информация о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема – «О детях». Далее книги о природе, о животных, приключения и т.д.

2.Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться взрослому. Если вам не нравится – лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому – вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям. Когда ребенок вырастет, рекомендация взрослого «прочитай – это мне в твоем возрасте нравилось» существенно повлияет на детское чтение.

3.Каждый ребенок является индивидуальностью. Соглашаясь с этим положением, нужно принять и то, что интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Попробовав несколько раз, отложите эту книгу. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет ему по вкусу или он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4.Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5.Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6.Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).

7.Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5 – 10 раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые нюансы, особенности, новые смыслы, которые в первый раз не заметил. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя, как правильный читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8.Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете с более старшими детьми спокойно начинать с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять.

9.Особо хотелось бы оговорить вопрос с чтением на втором языке. Вне всяких сомнений, чтение на втором языке (особенно близкородственном, как например, украинском для русскоязычного населения) будет полезным для ребенка. Слушая произведения на другом языке, ребенок развивает в первую очередь свое языковое чутье, расширяет свои представления об окружающем мире. Важность чтения на украинском языке, который является государственным, позволяет значительно расширить свои горизонты в дальнейшем, иметь большие перспективы. В дошкольном возрасте это все делать легче. Но при этом нужно помнить, что обучение говорению на втором языке стоит начинать тогда, когда ребенок хорошо освоил родной, то есть около 3 лет. При этом желательно, чтобы взрослый, который читает на украинском, произносил слова правильно, соблюдая языковые нормы. Однако при этом чтение на родном языке должно составлять основную долю времени.

Что читать детям до 3-4 лет?

Самым маленьким детям традиционно читают (а чаще рассказывают наизусть) фольклорные произведения (потешки, пестушки, прибаутки), небольшие стихотворения и сказки.

Наиболее популярными авторами для дошкольников остаются
К. Чуковский («Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Тараканице», «Телефон», «Краденое солнце», «Федорино горе»); А.Барто (Цикл «Игрушки»: Мячик, Слон, Мишка, Бычок, Зайка, Самолет, Кораблик, Козленок; «Девочка-чумазая», «Девочка-ревушка», «Резиновая Зина» и.др.)
С.Маршак («Детки в клетке», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Волк и лиса», «Тихая сказка»)

Е.Благинина («Посидим в тишине», «Аленушка» и др.)
З.Александрова («Мой мишка», «Елочка», «Венок» и др.).

Из современных авторов, которые пишут для самых маленьких,
хотелось бы назвать Н.Пикулеву и Г.Лагздынь, которые добрыми стихами сопроводили практически все жизненные ситуации малыша: от просыпания, кормления, игры, первых слов, первых шагов.

Особенно удачным вариантом для младших дошкольников
являются книги, в которых сочетаются стихи и проза. Например С.Маршак «Усатый-полосатый», «Кто колечко найдет?», Л.Воронкова «Маша-растеряша».

Для дошкольников в книге очень важны иллюстрации, которые являются частью текста. Например: К.Чуковский: «Цыпленок», «Так и не так» В.Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Кто сказал «Мяу»?» (иллюстрации автора).

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

ЛИТЕРАТУРА ХІХ ВЕКА

А.С.Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.
С.Т.Аксаков: сказка «Аленький цветочек»
В.Ф.Одоевский: сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович» И.А.Крылов: басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др. Даль В.И.: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».
Ершов П.П.: сказка «Конек-горбунок»
В.М.Гаршин: «Лягушка-путешественница»
Д.Н.Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка»

Л.Н.Толстой: «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна баранка»
К.Д.Ушинский «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания»

Стихи А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, И.З.Сурикова, М.Ю.Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам.

Украинская поэзия ХІХ века

Т.Г.Шевченко, Леся Українка, І.Я.Франко, Л.І.Глібов,
Олена Пчілка, Олександр Олесь.

Украинская проза ХІХ

Леся Українка: казка «Біда навчить»
М.М.Коцюбинський казки «Десять помічників», «Про двох цапків», «Дві кізочки», «Івасик і Тарасик», «Чому вони зраділи?», «Харитя»
І.Я.Франко збірка казок «Коли ще звірі говорили», «Ріпка»
Олена Пчілка казки «Казочка про коржика», «Казочка про дідову рукавичку», «Сосонка».

Зарубежная литература ХУІІ-ХІХ веков

Шарль Перро: «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», «Кот в сапогах», , «Мальчик-с-пальчик», «Рике-с-хохолком», «Подарки феи».

Братья Гримм: «Госпожа Метелица», «Шиповничек», «Гном-Тихогром», «Король Дроздобород», «Догадливая Гретель», «Горшок каши», «Храбрый портной», «Бременские музыканты», «Соломинка, уголек и боб».

Г.Х.Андерсен: «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Соловей».
Сельмы Лагерлёф: «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» (перевод З.Задунайской и А.Любарской).

Р.Киплинг: «Маугли», «Слонёнок», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и другие сказки.

Известные переработки зарубежных произведений

К. Коллоди «Приключения Пиноккио» и А.Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
Ф.Баум «Волшебник страны Оз» и А.Волков, автор «Волшебника Изумрудного города».
Г.Лофтинг «Приключения доктора Дулитла», «История доктора Дулитла», и «Доктора Айболита» К.Чуковского.

ЛИТЕРАТУРА ХХ СТОЛЕТИЯ

Стихи классиков детской литературы С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.Л.Барто, С.В.Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е.Благининой, З.Александровой, Н.Саконской, Е.Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р.Сефа, В.Орлова, Я.Акима, В.Д.Берестова.

Игровая поэзия – это Д.Хармс, Ю.Д.Владимиров, А.И.Веденский, это Б.Заходер («Кит и кот»), Э.Успенский («Пластилиновая ворона», «Память») Г.Сапгир («Принцесса и людоед»), А.Усачов («Звукарик»), В.Левин, Тим Собакин и др.

Украинская поэзия ХХ-ХХІ века

Г.Бойко, П.П.Воронько, Г.Усач, Є.Гуцало, В.Ладижець, А.Костецький, М.П.Стельмах, Н.Л.Забіла, М.А.Познанська, М.А.Пригара, Г.Малик, Л.Повх, І. Січовик, Л.Куліш-Зіньків.

Прозаические произведения ХХ-ХХІ века для дошкольников
М.Горький сказки «Воробьишко», «Про Иванушку дурачка», «Самовар».
Л.Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква «Ты».
М.М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька».

К.Г.Паустовский: сказки “Растрепанный воробей”, «Забутливій цветок», “Теплый хлеб”, рассказы “Корзина с еловыми шишками”, “Барсучий нос”, “Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

В.А. Осеева: рассказы и сказки морально-нравственной тематики «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.
В.Сухомлинський: «Ледача подушка», «Як Наталочка в Лисицы купила хитринку», «Бабусин борщ», «Найгарніша мама», «Як Ніна не злякалась гусака», «Смітник».

О.Буцень: «Зараз», «Маленькі помічниці», «Про що розповів калачик», «Маленька хазяйка», «Неслухняний м’ячик», «Хто дужче любить», «Жаднуля», «Ложечка».
Л.Письменна: «Богатир – Жовте око».

Е.А.Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.
С.А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае»
В.В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др.
В.Ю.Драгунский: рассказы «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «Заколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).
Н.Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса». «Приключения Незнайки и его друзей».

Познавательная литература

Б.Житков: энциклопедия в рассказах для дошкольников «Что я видел». В.Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок». Е.Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Н.Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили»

Э. Шим : сказки «Кто копыто потерял?», «Лебедь, рак и щука» и др.
Н.Павлова: сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».
С.Сахарнов: сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.
Природоведческие рассказы Г.Скребицкого, Г.Снегирева, В.Чаплиной, О.Перовской
Е.А.Пермяк: «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки»

О.Копиленко: «Майстер», «Білочка», «Дивовижна дружба»
О.Іваненко: «Лісові казки»: «Чорноморденький», «Бурулька», «Джмелик»., І.Прокопенко «Як Суничка подорожувала», «Як Павучок братів шукав», «Про Мокруху, Мокруху та дівчинку, яка забула помити руки».

Сказки

Т.Александрова: «Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких»).
Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари». В.Катаев: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
Г.Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
Э.Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
М.Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».
С.Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика», «Пока бьют часы», «Лоскутик и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».
С.Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».
Г.Цыферов: «Паровозик из Ромашково».
В.Нестайко: «Казка про комарика Зюзю», «Незвичайні пригоді в лісовій школі», «Пригоди близнят-козенят», «Пригоди Журавлика»
А.Костецький: «Мінімакс – кишеньковий дракон, або день без батьків»
А. Потапова: «Молочный зуб дракона Тишки».
Г.Почепцов: «Бюро добрых услуг рассеянного волшебника», «Вдогонку за неизвестным».

Зарубежная литература ХХ-ХХІ века

Д.Биссет: «Почтальон и поросёнок», «Про мальчика, который рычал на тигров» , «лягушка в зеркале», «Эннабель».
Л.Муур: «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
Д.Родари: «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Торт в небе».
Эно Рауд: «Муфта, Полботинка и Моховая борода».
Т.Янссон: «Маленькие тролли и большое наводнение» и другие сказочные повести про мумми-тролей.
А.Прейсен: «Про козленка, который умел считать до десяти».
О.Пройслер: «Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое привидение».
Я.Экхольм: «Тутта Карлсон, Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
А. Балинт: «Гном-Гномыч и Изюмка»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
А.Милн: «Винни-Пух и все-все-все»
Э.Блайтон: «Знаменитый утенок Тим»

Что делать с этим списком?

1.Провести ревизию - пересмотреть свою домашнюю библиотеку: какие-то произведения уже есть, каких-то нет.
2.Записаться в детскую районную (городскую, обласную) библиотеку и выбрать из списка 2-3 книги. Не пугайтесь, взрослых туда тоже записывают. Первоначальное внимание сосредоточьте на литературе ХХ века. Потом обновите свой набор книг. Вы будете удивлены, насколько много нужных вам книг есть в детской библиотеке.
3.Опросить друзей, у кого что есть почитать из списка. Взять на время.
4.Почитать выбранные книги с ребенком.
5.После этого можно идти на книжный рынок или в магазин и искать что-то еще.

Что читать?

Самым маленьким (до 3-4 лет) традиционно читают произведения фольклора (потешки, пестушки, прибаутки), небольшие стихотворения и сказки. Что понравиться малышу больше: стихи или проза? Чаще всего стихи, поскольку ритмика, рифмовка завораживает, подобно музыке.

Наиболее популярными авторами для дошкольников остаются

К. Чуковский («Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Тараканице», «Телефон», «Краденое солнце», «Федорино горе»);
А.Барто (Цикл «Игрушки»: Мячик, Слон, Мишка, Бычок, Зайка, Самолет, Кораблик, Козленок; «Девочка-чумазая», «Девочка-ревушка», «Резиновая Зина» и.др.)
С.Маршак («Детки в клетке», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Волк и лиса», «Тихая сказка») Е.Благинина («Посидим в тишине», «Аленушка» и др.)
З.Александрова («Мой мишка», «Елочка», «Венок» и др.).

Из современных авторов, которые пишут для самых маленьких, хотелось бы назвать Н.Пикулеву и Г.Лагздынь, которые сопроводили добрыми стихами практически все жизненные ситуации малыша: от просыпания, кормления, игры, первых слов, первых шагов.

Особенно удачным вариантом для младших дошкольников являются книги, в которых сочетаются стихи и проза, например, как у С.Маршака «Усатый-полосатый», «Кто колечко найдет?», Л.Воронкова «Маша-растеряша». Много повторов, знакомые образы делают эти произведения любимым чтением многих поколений детей.

Наверное, нет необходимости повторять о величайшем значении иллюстрации для дошкольников. При чем для дошкольников особенно важны иллюстрации, которые являются частью текста, как например, у К.Чуковского в книге «Цыпленок», «Так и не так» или у В.Сутеева «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Кто сказал «Мяу»?» Кстати, В.Сутеев является примером одного из самых лучших детских иллюстраторов. Будучи художником–мультипликатором (лучшие советские мульфильмы 40-60 гг. созданы именно им, например, всеми любимый «Мешок яблок»), он прошел путь от иллюстрирования книг различных авторов (например, Л.Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», С.Михалков «Щенок», К.Чуковский «Айболит») к созданию собственного текста и иллюстрации. Среди современных иллюстраторов подобный путь избрал замечательный художник В.Чижиков. Он иллюстрировал книги Э.Успенского «Вниз по волшебной реке», Б.Заходера «Волчья песня», а затем стал сам писать тексты и рисовать к ним иллюстрации.

Читаем детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)


Прежде всего, хотелось бы предупредить, что нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете с более старшими детьми спокойно начинать с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять. В ХІХ–начале ХХ века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А.С.Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными.
У нас есть возможность процесс знакомства сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям.
В чтении детей 4-6 летнего возраста вводится разнообразная литература, начиная с ХІХ века. Конечно, ХІХ век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уж устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А.С.Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин – гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.

Что из литературы ХІХ века можно почитать ребенку?


А.С.Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.
С.Т.Аксаков: сказка «Аленький цветочек»
В.Ф.Одоевский: сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»
И.А.Крылов: басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.
Даль В.И.: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».
Ершов П.П.: сказка «Конек-горбунок»
В.М.Гаршин: «Лягушка-путешественница»
Д.Н.Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка»
Л.Н.Толстой: «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна баранка»
К.Д.Ушинский «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания»
Стихи А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, И.З.Сурикова, М.Ю.Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам.

Особо хотелось бы оговорить вопрос с чтением на втором языке. Вне всяких сомнений, чтение на втором языке (особенно близкородственном, как например, украинском для русскоязычного населения) будет полезным для ребенка. Слушая произведения на другом языке, ребенок развивает в первую очередь свое языковое чутье, расширяет свои представления об окружающем мире. Важность чтения на украинском языке, который является государственным, позволяет значительно расширить свои горизонты в дальнейшем, иметь большие перспективы. В дошкольном возрасте это все делать легче. Но при этом нужно помнить, что обучение говорению на втором языке стоит начинать тогда, когда ребенок хорошо освоил родной, то есть около 3 лет. При этом желательно, чтобы взрослый, который читает на украинском, произносил слова правильно, соблюдая языковые нормы.
Однако при этом чтение на родном языке должно составлять основную долю времени.
Из украинских поэтов ХІХ века в детское чтение традиционно входят
Т.Г.Шевченко, Леся Украинка, И.Я.Франко, Л.И.Глибов, Олена Пчилка.

Из украинских прозаиков ХІХ века:

Леся Украинка: сказка «Біда навчить»
М.М.Коцюбинский сказки «Десять помічників», «Про двох цапків», «Дві кізочки», «Івасик і Тарасик», «Чому вони зраділи?», «Харитя»
И.Я.Франко сборник сказок «Коли ще звірі говорили», «Ріпка»
Олена Пчилка сказки «Казочка про коржика», «Казочка про дідову рукавичку», «Сосонка».
Зарубежная литература всегда играла особую роль в воспитании отечественных читателей. Из давних писателей самыми известными авторами являются Шарль Перро («Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», «Кот в сапогах», , «Мальчик-с-пальчик», «Рике-с-хохолком», «Подарки феи»), братья Гримм «Госпожа Метелица», «Шиповничек», «Гном-Тихогром», «Король Дроздобород», «Догадливая Гретель», «Горшок каши», «Храбрый портной», «Бременские музыканты», «Соломинка, уголек и боб»; Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Соловей».
Однако надо особо отметить, что произведения этих писателей предназначались не для детей, а для взрослых, произведения были написаны в достаточно жестокое время, реалии которого далеко не всегда приемлемы современному человеку. Именно поэтому мамы, взяв книгу по их мерках сугубо детскую, с изумлением обнаруживают там кровожадные сцены, эпизоды с вырезанием кожи на спине, выкалыванием глаз и др. Именно поэтому очень важно обращать внимание на то, какую книгу вы взяли, кто и для кого ее переводил и обрабатывал. То есть вам нужны не академические издания, которые интересны специалистам, а издания, предназначенные для детей, обработанные лучшими детскими писателями.
Среди произведений зарубежных авторов ХІХ века есть такие которые знаем исключительно благодаря талантливым пересказам (правда, забывая совершенно про авторов оригинала). Речь идет, в первую очередь о произведениях К. Коллоди «Приключения Пиноккио», которого мы знаем благодаря книге А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик», о книге Ф.Баума «Волшебник страны Оз», который стал известен нашему читателю благодаря А.Волкову, автору «Волшебника Изумрудного города» и о книге Г.Лофтинга «Приключения доктора Дулитла», «История доктора Дулитла», которого знают как «Доктора Айболита» К.Чуковского. И оригинал, и пересказ интересно читать и сравнивать, находить сходство и отличия.
Из огромного разнообразия произведений ХІХ века для дошкольников будут интересны книги Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» (перевод З.Задунайской и А.Любарской), Р.Киплинг «Маугли», «Слонёнок», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и другие сказки.
Это только основные имена и произведения ХІХ века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика – золотой фонд детской литературы – литература ХХ века, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Что читать дошкольникам из литературы ХХ столетия

Стихи классиков детской литературы С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.Л.Барто, С.В.Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е.Благининой, З.Александровой, Н.Саконской, Е.Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р.Сефа, В.Орлова, Я.Акима, В.Д.Берестова.
Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия – поэзия, где играют словом. Как дети играют кубиками, так поэты словами.

Например:

А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что ДО НОСА
Ни руками,
ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать! (Д.Хармс «Врун»)

Игровая поэзия – это Д.Хармс, Ю.Д.Владимиров, А.И.Веденский, это Б.Заходер («Кит и кот»), Э.Успенский («Пластилиновая ворона», «Память») Г.Сапгир («Принцесса и людоед»), А.Усачов («Звукарик»), Тим Собакин и др.
…Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне… (Э.Успенский «Память»)
В настоящее время стихотворения поэтов ХХ века можно найти достаточно легко, как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и книгах отдельных авторов. Для начала подойдет сборник, а потом, если какой автор очень понравится, можно найти сборник его стихотворений.
Из украинских поэтов, которые писали для дошкольников, нельзя не вспомнить полные восхитительного юмора стихи Г.Бойко, П.П.Воронько, Г.Усача, Е.Гуцало, В.Ладыжца, А.Костецкого, добрые стихи М.П.Стельмаха, Н.Л.Забилы, М.А.Познанской, М.А.Пригары. Из современных поэтов - Г.Малык, Л.Повх, І. Січовик.

Прозаических произведений ХХ века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:
М.Горький сказки «Воробьишко», «Про Иванушку дурачка», «Самовар».
Л.Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква «Ты».
М.М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» (из «Леля и Минька»).
К.Г.Паустовский: сказки “Растрепанный воробей”, “Теплый хлеб”, рассказы “Корзина с еловыми шишками”, “Барсучий нос”, “Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

В.А. Осеева: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.
В украинской детской литературе морально-нравственные проблемы рассматривали многие авторы, особо хотелось обратить внимание на произведения В.Сухомлинского («Ледача подушка», «Як Наталочка в Лисицы купила хитринку», «Бабусин борщ», «Найгарніша мама», «Як Ніна не злякалась гусака», «Смітник»), О.Буценя («Зараз», «Маленькі помічниці», «Про що розповів калачик», «Маленька хазяйка», «Неслухняний м’ячик», «Хто дужче любить», «Жаднуля», «Ложечка»), Л.Письменная (Богатир – Жовте око»).
В литературе ХХ века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные формы, чтобы показать свое отношение к происходящему – рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым – воспитать доброго отзывчивого, ответственного человека.
Е.А.Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

С.А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае»
Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослабляется, а наоборот усиливалось.
В.В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др.

В.Ю.Драгунский: рассказы «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «Заколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).
Н.Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса». Но визитной карточкой Н.Н.Носова является сказочная трилогия про Незнайку («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе, «Незнайка на Луне»). Для дошкольников больше подходит первая книга трилогии, вторая предназначена для младших школьников, а третья для подростков. Хотя опять-таки все индивидуально, может быть именно вашему ребенку понравятся все три книги о Незнайке. Надо пробовать.

Растущему любознательному ребенку как пища нужна информация об окружающем мире. Ответить на одни вопросы, вызвать новые, а значить развиваться помогает познавательная литература. У современных родителей есть огромный выбор подобной литературы. Жаль, что в основном они сосредотачиваются на энциклопедиях, которые часто не подходят лексикой, стилем для чтения дошкольнику. Есть замечательная и единственная в своем роде энциклопедия в рассказах для дошкольников, которую написал Б.С.Житков «Что я видел». Несмотря на то, что некоторые понятия, объясняемые автором, уже устарели, книга представляет собой замечательный образец того, как надо объяснять ребенку. У этого же автора есть замечательные произведения о взрослых, которые представляют образец достойного поведения (Помощь идет», «Наводнение», «Обвал», «Почта», «На льдине»).

Среди познавательной литературы встречаются разные жанры. Наибольшей популярностью пользуются, конечно же, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно предложить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

В.Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок». Е.Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати Е.И.Чарушин является художником иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим.

Н.Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили»
Э. Шим : сказки «Кто копыто потерял?», «Лебедь, рак и щука» и др.
Н.Павлова: сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».
С.Сахарнов: сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.
Природоведческие рассказы Г.Скребицкого, Г.Снегирева, В.Чаплиной, О.Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В сказках Е.А.Пермяка («Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки») раскрывается довольно редкая тема – техника, производство, даже краткая история науки.
Список можно продолжать еще очень долго. Такое разнообразие дает основание утверждать, что какое-то из произведений обязательно привлечет ваше внимание.
Из украинских авторов можно вспомнить А.Копыленко («Майстер», «Білочка», «Дивовижна дружба»), О.Иваненко («Лісові казки»: «Чорноморденький», «Бурулька», «Джмелик» ), И.Прокопенко («Як Суничка подорожувала», «Як Павучок братів шукав», «Про Мокруху, Мокруху та дівчинку, яка забула помити руки»)

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мульфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

Т.Александрова: «Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких»).
Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари». В.Катаев: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
Г.Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
Э.Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
М.Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Жужуля», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».
С.Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика», «Пока бьют часы», «Лоскутик и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».
С.Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».
Г.Цыферов: «Паровозик из Ромашково».
Среди украинских авторов, которые писали и пишут в жанре сказки нельзя не вспомнить о В.Нестайко («Казка про комарика Зюзю», «Незвичайні пригоді в лісовій школі», «Пригоди близнят-козенят», «Пригоди Журавлика»), А.Костецком («Мінімакс – кишеньковий дракон, або день без батьків»), А. Потапова («Молочный зуб дракона Тишки»), Г.Почепцов («Бюро добрых услуг рассеянного волшебника», «Вдогонку за неизвестным»).
В зарубежной литературе ХХ-ХХІ века сказки безоговорочно занимают первое место.
Д.Биссет: «Почтальон и поросёнок», «Про мальчика, который рычал на тигров» , «лягушка в зеркале», «Эннабель».
Л.Муур: «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
Д.Родари: «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Торт в небе».
Эно Рауд: «Муфта, Полботинка и Моховая борода».
Т.Янссон: «Маленькие тролли и большое наводнение» и другие сказочные повести про мумми-тролей.
А.Прейсен: «Про козленка, который умел считать до десяти».
О.Пройслер: «Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое привидение».
Я.Экхольм: «Тутта Карлсон, Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
А. Балинт: «Гном-Гномыч и Изюмка»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
А.Милн: «Винни-Пух и все-все-все»
Э.Блайтон: «Знаменитый утенок Тим»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Материал взят с Харьковского сайта Малятко, ссылка:

http://malyatko.kh.ua/index.php?nma=biblio&fla=6

ЧТО читать ДОШКОЛЬНИКАМ?

Найдено в инете Н. Пикулевой, высоко оценено и является большой драгоценностью, руководством в
работе и жизни, а также – личной гордостью, поскольку и мои книжки стоят в этом списке!





Комментарии посетителей

(15.06.2013 - 23:27) цитировать
 
Полезная информация! Спасибо, Нина Васильевна. Не согласна лишь с тем, что чтение на втором языке (пусть даже похожим на русский) можно начинать с 3х лет. Многие детки сейчас и в 4 года разговаривают не очень хорошо. Думаю, добавлять любой второй язык можно после того, как ребёнок овладел родным языком. Я бы еще перед этим с логопедом посоветовалась на месте родителей. У нас в семье был подобный случай, когда малышку (лет с 3х) записали в школу искусств для изучения английского языка. После этого появились проблемы с произношением в русском языке, пришлось идти в логопедический садик. Следует помнить, что каждая конкретная ситуация уникальна. Решение остаётся за родителями:). Еще раз спасибо за полезный материал!
Ответ от Nina
Марина, прошу обратить внимание на то, что это - для Украины, я специально подчеркнула это. Там детки сразу могут быть двуязычными, и это нормально)))
А то, что русские изучают английский с пелёнок - действительно, ненормально, об этом ещё Корней Чуковский говорил (а он - филолог!!!) : если дети учат английский в дошкольном детстве, они ни в том, ни в том языке не чувствуют себя родными))) Я полностью согласна, и наша сегодняшняя жизнь подтверждает это многократно!!!

Спасибо за комментарии)))
 
(15.06.2013 - 23:28) цитировать
 
Друзья, простите за ошибку в слове "похожЕм":)
 
(16.06.2013 - 16:23) цитировать
 
Точно, сайт-то украинский:). Это Вам спасибо за интересные и ценные материалы, Нина Васильевна.
 
 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы