Главная страницаНовости → О ТЕХ, КОГО ЛЮБЛЮ

О ТЕХ, КОГО ЛЮБЛЮ

Так назывался мой доклад на только что прошедшей конференции (29 окт. 2014) в малом зале администрации Центрального р-на Челябинска. Инициаторами её стали большие молодцы из Центра историко-культурного наследия во главе с его директором Владимиром Стейгоновичем Боже.

Тема звучала так:Актуальные проблемы Южно-уральской литературы

Конференция получилась камерной, искренней, в ней приняли участие представители Центра, конечно же, несколько преподавателей Академии культуры, несколько студентов, редактор детского ж-ла "Колокольчик" и, в большинстве своём - писатели Челябинска: Нина Ягодинцева, Олег Павлов, Лилия Кулешова, Ким Макаров, Михаил Рудковский, Надежда Лысанова и другие. Жаль, не было представителей министерства культуры, министерства образования, других государственных организаций.

Разговор получился. Мы благодарны за обращение к теме литературы, а что конференция принесёт, какие плоды, мы узнаем позже, а пока будем жить в надежде - что всё это было не напрасно.

Итак, я публикую свой доклад - "О ТЕХ, КОГО ЛЮБЛЮ"

О том, что в жизни бывают проблемы, каждый из нас знает не понаслышке. Иногда нам удаётся справиться с ними самостоятельно, а зачастую нам просто необходима помощь многих неравнодушных и желающих помочь людей и организаций. Чтобы заговорить о литературе, а кто же не знает, что она теснейшим образом связана с жизнью, нужно сказать о проблемах, мешающих писателям жить и работать, раскрывая свой талант на благо общества.

Однако, говорить только о проблемах я не буду. Я постараюсь их уравновесить своим видением их решения. Пусть это будет как в сказке, но сказки тоже выходят из жизни. И многим, кстати, помогают жить.

Для начала давайте вспомним, в каком году было создано Южно-Уральское книжное издательство. В 1936, а фактически начало работать годом раньше. Одним из направлений его работы стал выпуск художеств. лит-ры, прежде всего произв. Уральских писателей и поэтов. Первые сборники – поэтов В. Губарева, М.Львова, М. Гроссмана. В 1937–40 выпускался лит. альманах “Стихи и проза”. Перед Великой Отечественной войной в изд-ве ежегодно выходило до 40 названий книг общим тиражом около 400 тыс. экз.

Ныне мы такой роскоши не имеем. Все издательства – частные, они работают только по заказу, о какой поддержке уральской литературы может идти речь, если писатели не имеют в кармане и гроша?
В паре с издательством работал Облкниготорг, 120 магазинов области продавали книги наших земляков, центральным магазином была «Уральская книга». В «природе» всё было уравновешено)))

Теперь вспомним, кто в течение 20 последних лет видел в книжном магазине Челябинска или области книги южноуральских авторов?

Я полагаю, в зале нет ни одного человека, кто не заметил бы таких глобальных перемен в жизни южноуральских писателей))) Но ни одному из нас в одиночку при всём желании этих проблем не решить. Наверное, для этого и существуют конференции, чтобы найти ход для решения или выход из таких проблем и я, как обещала, предлагаю своё видение.

У нас есть родные стены, это помещение Союза писателей. И если нет книжных магазинов, а книги, к счастью, писатели при спонсорских поддержках выпускают, и авторы у нас – сильные, ими можно гордиться – то почему бы не изменить положение, налагающее нелепый запрет на продажу книг в офисе Союза писателей? Пусть будет «Лавка Союза писателей» и возможность, во-первых, читателям приобрести наши книги из рук авторов, с автографами; во-вторых, вспомнить о такой прекрасной форме общения, как встреча заинтересованной аудитории с любимым или новым писателем или поэтом в библиотеке или школе, а то и в рабочем коллективе, как прежде - и в таком живом контакте «навести мосты», задать вопросы, высказать своё мнение.
Как вам такое предложение? Оно из серии «А ларчик просто открывался». А ведь ларчик в течение 20 лет открыться всё никак не может!

Или такое предложение: а почему бы не открыть хотя бы один магазин для книг уральских авторов? Разве это нашему миллионному городу не под силу? Или не нужно, не актуально, не интересно?

Где хранятся книги, выпущенные авторами? Дома! Кто о них знает? Только сам писатель и его окружение. А что, к ним нет интереса или они – плохие, слабые?
У нас только издатель Марина Волкова решилась на пропаганду детской и южно-уральской литературы и организовывает читательские марафоны и презентации, внося живую струю в литературную жизнь не только нашего города и нашей области.

А разве у нас нет предмета «детская литература» в педколледжах и университетах? Есть. А почему никто из детских авторов хотя бы раз не был приглашён на встречу со студентами? Им разве нечего сказать? «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» - не хочется верить ушам, когда слышишь от выпускников Педагогического ВУЗа, закончивших учёбу с красными дипломами порой, что они в «универе» «проходили» только Агнию Барто и никогда не слышали, что в нашем городе есть детские писатели…
Да, эту информацию можно получить только за миллион! Эта информация – чрезвычайная тайна и огласке не подлежит))) А может, это она под лежачий камень не бежит? И когда вдруг кто-то из преподавателей других дисциплин приглашает на встречу со студентами «живого» детского автора, вся аудитория ахает вслух и делает невероятное открытие: оказывается, у Барто, Чуковского, Михалкова и Маршака есть последователи! И таланты рождаются не только в столице! И наши авторы обладают своим голосом и широко публикуются в центральных журналах и издательствах! И уже давно известны в стране! И только мы о них не знаем)))

Как решается эта искусственно созданная проблема? Да переходом от консервативного отношения к своей работе к работе с инициативой. Как просто.


А вот ещё один аспект. Я помню, как зарождалась идея проведения первого Бажовского фестиваля. Это было на моих глазах, потому что одним из инициаторов стал наш руководитель Литобъединения им. Мих. Львова, в котором я выросла – поэт и журналист Ефим Григорьевич Ховив. Идея была прекрасной, но она со временем, а фестивалю уже более 20 лет, исказилась и превратилась хоть и в поднимающее дух действо, но оно уже давно напрямую не связано с литературой. А ведь Павел Петрович Бажов – это писатель. Он воспевал работных и творческих людей, мастеровых. И современные мастеровые очень быстро поняли, что это – праздник только для них. А где писатели?

Да кто их ждёт на этом празднике? Им ни места, ни времени здесь не отведено. И не позволительно даже встать в ряд с мастеровыми со своим книгами – как на это посмотрит организатор, у которого в планах вас и близко нет? Писатели – люди по большей части скромные, мудрые и терпеливые. И не принято у них настаивать, чтобы в таком событии о них бы в первую голову помнили и предоставили с уважением слово молвить, организовали презентации новых книг, обсуждения или литературные чтения.

Видели вы когда-нибудь писателя, а я говорю об истинных, настоящих писателях, стучащимся в закрытую дверь? Нет, писатели не пойдут туда, где их не ждали и куда не приглашали. Вот потому они по 20-25 лет ждут издания своих книг, как Зоя Прокопьева, к примеру. Вы читали её книгу «Своим чередом»? А она вышла в 2008г стараниями Союза писателей и была отмечена достойной наградой. Зоя Егоровна родилась в 1936г, она ровесница ЮУКИ. Живёт в Челябинске с 1946г, её первые произведения опубликованы в 1968г, а 1-я книга вышла в 1971г, ей тогда было 35 лет. Далее последовали одна за другой пять книг, изданных в Челябинске и Москве в течение 12 лет, а если издаёт Москва – значит, уровень столичный! – И что же? А то, что живёт себе этот человек один-одинёшенек на свою скромную пенсию, кормит приблудившихся кошек, жалея их, никуда не обращается со своими проблемами и ждёт, когда на проблемы писателя обратят внимание те, кому они дороги. В 2008г, спустя 22 года после первого издания, вышла её замечательная, очень русская, талантливая книга «Своим чередом». Тираж книги 1000 экз. Где она? Скорей всего, в Союзе писателей. Стопкой сложена. А как её распространять, чтобы у Зои Егоровны появились деньги на земную обычную жизнь?

Заработать писателю литературным трудом в нашем городе нельзя. У нас есть только один выход к читателям – Альманах «Южный Урал», выходящий один раз в год. Не приносящий никому гонорара. Каждому, кто напечатался в нём, полагается 1 авторский экз. Альманаха и всё! Без гонораров, а то разбалуемся!

Вспоминается история жизни известнейшей народной актрисы, Клары Румяновой, озвучившей столько персонажей в мультфильмах, что её голос стал символом детства в нашей стране. И что же? Умерла она в нищете и одиночестве, не имея средств даже для того, чтобы содержать в доме хотя бы котёнка – ей было не прокормить его)))

Вот так же живут и многие наши писатели. Скромные, работящие, думающие не столько о себе, сколько о других и несут настоящую, святую любовь к родине, ответственность не только себя, но и за молодое поколение, за город, за страну, за любовь к родному слову, к истории нашей и культуре.

Сколько лет практически в одиночку работает над Литературной энциклопе-дией края наш Владимир Алексеевич Черноземцев, получивший в своё время большую известность как составитель и главный редактор энциклопедии «Челябинск»? Более 10-ти лет. А разве это дело только его? Разве никому не интересно, какие писатели жили на Южном Урале или побывали здесь? Что связано у них с нашим краем? Разве эта книга не воспитывала бы чувство гордости за нашу малую родину?

(М.Таривердиев, Воспоминание)

Край родной,
То солнечный, то вьюжный,
Мудростью силён и красотой.
Пояс гор уральских,
Древних, дружных –
Оберег Руси моей святой.
(Н. Пикулева)

Но в этом обширном, хорошем и нужном деле у него, по большому счёту, так и нет до сих пор помощников. И он посвящает изо дня в день свою жизнь, не обращая внимания на здоровье, этой каторжной работе. И самому заработать ему в это время и негде, и некогда, а потому то телефон отключают за неуплату, то прочие в проблемы подрывают силы. Кто обратит внимание на эту проблему?

В прошлом году вышла книга изумительно талантливого писателя-земляка, живущего в Верхнем Уфалее – Сергея Полякова. Она называется символично «По последнему льду». И только немногие знают, каким здоровьем и каким упорством заработаны были деньги на её издание самим автором. Ему, многодетному отцу и многократному деду, по образованию учителю, по призванию – настоящему русскому писателю, приходилось работать даже на мусоровозе, пережить инфаркт и выкарабкаться, но не сдаться, а издать вели-колеп-ную книгу! Кто о ней знает? И где она распространяется? Она на руках у автора!!!

Кто может пригласить его в наш миллионный город и устроить оплачиваемую встречу? Презентацию? Несколько читательских конференций? Передачу на телевидении? Пресс-конференцию? Сколько пользы принесло бы всё это городу!
Союз писателей нищ, это общественная организация. Сильные мира сего далеки от наслаждения чтением и существуют в параллельных мирах, обирающих потребителя))) до нитки.

Кто подставит плечо творческим союзам? Приравненным с чьей-то лёгкой , бездумной руки к обществам любителей пива или обществам друзей животных! Нельзя ли стать инициатором новой традиции - приглашать наши творческие союзы в гости в министерство культуры, чтобы вместе обсудить наши творческие планы и задумки? Чтобы прийти к пониманию и дружбе. А что, разве такое невозможно?
Возможно! Я расскажу об одном эпизоде из собственной жизни. Однажды,
в 2006г., я получаю письмо от детского поэта Вадима Левина: «Ниночка! Вы будете на 1-м международном фестивале детской литературы в Москве? Я там не просто буду, приходите на мой мастер-класс» Я ничего не слышала пока об этом Фестивале, но это же – первый! Детский! Такое редкое явление! А как поехать? Денег у писателей – на булку хлеба только.

И я звоню в министерство культуры Сергееву Александру Константиновичу:
«Как быть? Очень хотелось бы побывать…» Он понял с полуслова, не первый раз в его жизни такая незадача...
- А Вы приезжайте, Владимир Николаевич у себя.
(Наверное, вы поняли, что речь о министре культуры в то время - В.Н. Макарове). Приезжаю. Вхожу в кабинет по приглашению. И кратко – о проблеме. И тут как в сказке, где «ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула…»
Но так было у Пушкина. А здесь… молча набрали номер чьего-то телефона и сказали, пока ожидали ответа в трубке: надоело говорить «нет»

И разговор с трубкой тоже был кратким, но таким волшебным: - Вылет из Кольцово? В шесть утра? Спасибо!
И мне: - полетите из Екатеринбурга, вылет из Кольцово в 6 утра.
- Ааа…
- Не волнуйтесь, в 3 часа ночи к Вашему подъезду подойдёт белая «Волга» и Вы без проблем успеете к регистрации, счастливо!
Да я на всю жизнь запомнила это путешествие – во времени и в сказке!
А кто сказал, что чудес на свете не бывает?

Когда мы верим в чудеса,
Он не могут не случиться!
(Н.Пик.)

Ну конечно же, хотелось бы наладить такие же живые отношения со всеми министерствами нашего города. На благо не только города, но и области, и страны.

Когда писателю или поэту легко пишется? Когда есть душевный подъём, это знает даже ребёнок. Можно ли в самой обыкновенной жизни нашего перегруженного запущенностями и недоделками, бросающимися в глаза, найти счастливые мгновения, способные зажечь художника? Можно. А весна на что?

Идём мы однажды с художником по улице и спокойно беседуем. И вдруг в поле нашего зрения одновременно попадает цветущая яблоня. И цветов на ней столько, что не видно ни листьев, ни веток. Мы оба остановились, я замолчала в восхищении, а художник так глубоко вдохнул в себя эту красоту, что даже засмущался: вдруг я замечу этот эмоциональный всплеск и засмущался… Яблонька разбудила в обоих столько нежности, восторга, радости, что вылилась потом у него – в новый сюжет в картине, у меня – в эссе.

ЯБЛОНЬКА

Яблонька по весне просыпается так,
что восторг вырывается сам:
вот она, молодость, вот она, жизнь!
Вся в цвету, в нежной радости, в платье невесты!
Разве зимой её здесь замечали?
Будто и не было… Не было здесь этой яблоньки!
Что же дыханье весны с нею сделало!
Сердце не верит, глаза удивляются.

Листьев среди подвенечных цветов её
будто и нет – только праздничный ствол,
утонувший в цветочном облаке.
Жизнь это, жизнь или праздник?

Пусть украшение мая вот-вот облетит…
Снимет как будто бы платье своё подвенечное
яблонька, станет ждать…
Дождика… солнышка… лёгкого ветра… и радуги ясной…
Брать из землицы силы и наливаться соком.

Ветки у яблоньки – те же руки,
гибкие, сильные.
К осени клонятся ветки к земле.
День ото дня тяжелее держать ей детей своих на руках…
Сколько их, детушек, не сосчитать…
Вот они, вот, все при ней, все при матушке рόдной…

Скоро уж, скоро подарит нам яблонька то,
чем жила-дорожила сама и чем стала сама…

9 июня-14 авг. 2008г. Н Пикулева.

Но радость осталась только в картине и в эссе. К зиме эту яблоню спилили.
Точнее, оставили от неё уродливые обрубки. И с той поры, проходя мимо, я опускаю глаза, как будто прошу прощения.

И все мы, сидящие в зале, не раз, полагаю, испытывали самое жгучее чувство стыда перед теми деревьями- тружениками вдоль проспектов и дорог Челябинска за то, что их изуродовала или выкорчевала дорожная революция. Или заковала в каменный квадрат и они стали заложниками цивилизации и автомобилизации всей страны, да и мира. Они молча стоят и сохнут у всех на виду на центральных улицах, на окраинных и некому заступиться за них и художников, теряющих с каждым зелёным другом ощущение вдохновения и полёта.

Писатель – человек наблюдательный и отзывчивый. Деятельный и совестливый. И за все ошибки мироустройства он переживает очень крепко. И выжигает себя изнутри.
Жизнь писателя – самоотверженный труд, он сам себя ограничивает во всём.
Он работает до изнеможения. У Сергея Полякова о труде писателя есть размышление в книге «По последнему льду»

Однажды у С. Есенина спросили, когда он при своем образе жизни успевает еще и писать. Поэт, не задумываясь, ответил: «Всегда». Он же: «Но у меня в глазах прозренья дивный свет».

Есть признание В. Высоцкого, что если на одну чашу весов положить усилия на создание нового стихотворения или песни, а на другую все остальное, то перевесит первая чаша.

Чтобы жить, как в раю, надо просто все время трудиться.
Чтобы жить, как в аду, можно просто болтать языком...
С. Семянников

Некоторые строки из стихотворения нязепетровского музыканта
я воспринимаю как завещание:
А если ты талантлив был
И ничего не сотворил,
Пусть Бог накажет за безделье!

Слово рождается в чувстве, в сердцах, …когда нам больно или, наоборот, очень хорошо. Если в нашем сердце оживает любовь.
Литература – не просто «любовь к чтению», не баловство, забава, утеха, болезнь,
но – профессия тяжелая, неблагодарная, непохожая на другие.

Не раз слышал о себе, когда вставал от литературных трудов: «Как будто из литейки из ночной смены пришел». Но все окупается высокой радостью озарения, моментом подключения к творчеству. Высшее наслаждение доставляет не только самому написать нечто непохожее, новое, но и прочитать удачное творение другого автора. Мне нравится писателем не столько быть, но жить: осмысливать неординарные ситуации, открывать новые емкие слова.

Однажды я задумался, как реагирует язык на явления жизни, на ту же торговлю, которая процвела после «перестройки». Я проследил слово, обозначающее человека, занимающегося продажей. Это были скупщики, купцы, продавцы. Но пришли советы и появились кооператоры, нэпманы.

Кооператоров «прихлопнули», зато вылезли спекулянты, фарцовщики, барыги и торгаши. С «перестройкой» торговля легализовалась, хотя первое время были не в почете «скупиляторы». Из трех слов: скупать, спекулировать, кооператор. Потому всё, что стремилось скрыть свою истинную суть, с подачи Горбачева перевелось в латынь. Сначала под Запад «легла» столица, затем волна докатилась до провинции. В языке появились консенсусы, ваучеры, приватизация, спонсоры, а в нашей теме обозначения продавцов – «дилеры» (их в народе дразнили «делёрами» – от слова «делить» и «деляга») и дистрибьюторы, и менеджеры, и мёрчандайзеры… Сколько оттенков ехидных, иногда убийственных несет иногда одно только слово, обозначающее в нейтральном варианте понятие «посредник» в редакции одного старообрядца… «Сейчас ведь работников в России мало, – пишет старец, – все больше промежники».
Каково? И с неуловимым намеком на паразитирующих… насекомых, и о состоянии экономики и производства в стране…

Т. е. писателем можно не только быть за письменным столом, но именно жить. А. К. Толстой признавался: «Я не знаю, как это делается, но почти все, что я чувствую, я чувствую художественно».
И еще: «Я не знаю, как другие пишут, но у меня при приближении звуков волосы поднимаются и слёзы брызгают из глаз».

Я благодарю организаторов конференции – Историко-культурный центр, ведь благодаря им мне удалось хоть чуть-чуть привлечь внимание к жизни писателей, их труду, который может быть по достоинству оценён иногда слишком поздно.

С любовью к дорогим писателям,
детским и взрослым, Нина Пикулева.




 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы