Главная страницаНовости → "ГОВОРЯЩЕЕ СЕРДЦЕ..."

"ГОВОРЯЩЕЕ СЕРДЦЕ..."

Продолжая тему "Писатели о наболевшем" (см. две предыдущие статьи на моём сайте), хочу предложить читателю уже конкретные, зримые образы наших писателей и поэтов. В этом материале раскроются нам сразу два говорящих сердца (воспользуюсь находкой поэта Риммы Дышаленковой, ныне уже ушедшей... но поэты - не умирают!)
rimma_dyshalenkov.jpg (159.93 Kb)

Публикую её прекрасную статью в "Челябинском рабочем" (тоже нынче ушедшем в историю...) от 15 апреля 1998г.

Говорящее сердце Константина Рубинского
Прямо сказать, поэт обществу никогда не нужен. И откуда они берутся, эти поэты в обтрепанных одеждах. Вечные сироты с влажными складными свежими словами на устах:

Кругом гремят крылами птицы,
и бродят тихие паяцы.
И мы свои не видим лица,
а к детям - низко наклоняться.

Однако те, кто привык к неизбежному присутствию поэта, предъявляют ему, как правило, три требования: первое - чтобы поэт выразил большое чувство; второе - если не чувство, то должен высказать очень большую поднебесную или подземную мысль; и третье - если не удаются два первых условия, то поэт обязан поразить меня - эстета - громокипящей метафорой. Хорошо, если этот магический треугольник сверкает в каждом стихотворении.

Вот с такими простыми требованиями я и читаю книгу двадцатилетнего челябинского поэта Константина Сергеевича Рубинского. Книга имеет название "Календарные песни". Ну что ж, меня устраивает это название, поскольку я еще помню, что календами древние римляне называли первые дни каждого месяца и старались их отмечать сердечным ликованием во славу природы и жизненных сил.
"Сейчас я тоже примусь ликовать", - подумалось мне. И ожидания мои оправдались:

Терновый путь к Олимпу дан,
А я обут лишь в пыль и пепел.

Сильная энергичная мысль при помощи метафоры уложилась в две строчки, со скоростью света обрисовав возможность поэта. Действительно, поэт - вечный нищий, пешеход, одинокий пред-стоятель перед звездами, букашками и Творцом - создан на страницах книги волей совсем молодого автора:

Я, Господи, стою на пустыре,
как точка в неоплаченном пространстве.

Но точка, полная духовной отваги, трагикомического таланта, которые помогали человеку во все времена писать репортажи с земли, адресуясь к Богу и не впадая в ложный пафос или бессильный плач.

Маленькими поэмами о судьбе человека можно назвать многие стихи Константина Рубинского. Первое из них "Безобразные котёнки" в разделе "Время детское":

Ветер снежной трёт метелкой
щеки заспанным прохожим.
Безобразные котёнки
из подвалов кажут рожи...
Оптимисты по наследству:
были бы помойки с пищей!
Ну куда, скажите, деться -
не котенкам - мёрзлым нищим?

Цитировать сюжетное стихотворение почти невозможно, надо его читать полностью. Но эстетический образ создан, созданы "Безобразные котёнки" - некий аналог тому, что происходит за пределами сердца поэта, в реальном мире России девяностых годов. И чем точнее выписана метафора, чем вернее движение мысли: тезис-антитезис-синтез, тем более приближается к пророчеству диагноз: "Безобразные котёнки желтый месяц жадно гложут". При такой остроте пера читателя спасает только милосердие поэта, который выбрал для собеседования с нами тему "безобразных котёнков", а не иных каких-нибудь монстров.

Милосердие - это тембр, стиль и Божий дар Константина Рубинского, оно принципиально отличает его в литературном потоке сего дня. Любуется ли он младенцем ("Он улыбается, ребенок"), поклоняется ли возлюбленной: "Я ревную твой голос к шипению моря, но ему одному доверяю тебя"; "девчонка, дичка, водопадка...", оплакивает ли материнство ("Колыбельная"), задает ли сложнейшие вопросы: "Может, маленький нищий со зрачками Иисуса ест приличную пищу и не чувствует вкуса...", - его стихи отличаются культурой формы и чувства. Он сторонится разгула стихийных страстей, сторонится и не принимает их разрушительной силы. Потому что наш поэт человек охранительный. Милосердный и охранительный.

Тем свободней и счастливей чувствует он себя в лоне культуры. Полны гармонии и радости мастерства его подражания Пушкину, Цветаевой, Бродскому, современной школе московских маньеристов, фольклорным напевам. Поулыбается поэт, поблагодарит сей скудный мир за радость таланта и опять его тянет, как магнит, главный его Собеседник:

Теперь все кончено. Мы детство
оставим дуракам в наследство.
Наш мир и шире, и страшнее,
он точит дух, он ранит плоть.
Мы загрубели, вырастая.
Мы знаем все законы Стаи.
Не теми, кем хотели, стали.
Кто виноват?
- Молчи. Господь.

("Монолог нелегких люмпенов").

Сильные чувства, острые, пронизывающие пространство мысли, драматические метафоры - все присутствует в этой книге. Ее лирический герой дан в развитии, как в хорошем романе: робкий мальчик, дерзкий подросток, прекрасный эллин-юноша в окружении муз, еще не тронутый тлением. А в самом деле, ведь и природа выбрасывает молодую поросль для созидания, обновления мира.

Маленькая поэма "С-нова" для меня прозвучала именно как творческий обет человека не только восхищаться или ужасаться, но сотрудничать с Творцом по воссозданию разрушающегося мира, с надеждой на его потенцию к возрождению:

Создам вначале сад. Не рай тропичных спален,
не каменный приют адамской наготы,
а тяжкий сок плодов для птиц, что петь устали,
а грузный переплет древес...
...Смотри с верхов. Судья, на дубль сотворенья!
Тебя не превзойти, да мне и ни к чему.
Я создаю разлив горячего цветенья,
а чтобы был нектар, отдам цветам пчелу.

"Мне есть о чем писать, мне есть кого спасать", - рефреном повторяет поэт, рисуя картины видимого ему мира:

Какой ужасный век, какая кровь на лицах,
какой продроглый свет питает небеса!
Но отрок мир творит,
и с ним ручей струится,
и есть о чем журчать, и есть о чем писать.

Поэт Константин Рубинский опекаем нашим обществом с детства. Он - наш общий сын. Его имя занесено в золотую книгу "Новые имена планеты ХХ-ХХI века". Вторая его книга "Календарные песни" солидным объемом в восемь печатных листов оформлена молодой художницей Светланой Никонюк. Для нее это дебют в сложном деле создания книги. Дело моей статьи обратить внимание читателей на выход новой книги и на возможность ее участия в нашем общем, всегда молодом деле жизни.

Римма ДЫШАЛЕНКОВА, член Союза писателей России.
Материал из личного архива Нины ПИКУЛЕВОЙ

А это - из Интернета:
kostya_rubinskii_-2_kopirovat.jpg (59.39 Kb)

kostya_prinyat_v_chleny_sp_kopirovat.jpg (31.23 Kb)

kostya_rubinskii_vecher_v_moskve_kopirovat.jpg (39.33 Kb)

------------

-------------------------------------------------------------------------------------
А дальше - всё как в жизни, спустя какое-то время мы расстаёмся навсегда...
Информация газеты "Магнитогорский металл" совсем свежая... она хранится в Интернете: http://magmetall.ru/contribution/20452.htm

12.07.2016
Не стало Риммы Дышаленковой

Только на днях в редакции намечали план подготовки годовщины памяти "металльского" поэта Александра Павлова - осенью исполнится пять лет, как его не стало.

Было намерение обратиться к Римме Дышаленковой: равновеликие таланты, они дружили, поддерживали друг друга в творчестве и жизни, в один день - 11 января - праздновали именины.

В обиходе она часто вспоминала Александра Борисовича - несомненно, и в этот раз нашла бы в памяти ещё не рассказанные эпизоды, не утраченные временем черты. Римма Андрияновна всегда щедро делилась воспоминаниями о товарищах по цеху, составивших литературную славу Магнитки и Отечества, - Борисе Ручьёве, Николае Рубцове, Нине Кондратковской. Понимала, как важна изустная связь времён. Теперь и она в строю ушедших поэтов - недосказавших, недопевших: в субботу её не стало на семьдесят пятом году жизни.
Прервалась ещё одна нить, связующая Магнитку с литературной традицией послевоенного поколения мастеров слова.

Вспоминается её последний день рождения, отпразднованный литературными чтениями на встрече объединения "Магнит". Организаторы-библиотекари, видя, как она ослабела в последнее время, предлагали помощь в договорённости о серьёзном курсе лечения. "Спасибо, девочки. Только неудобно как-то людей беспокоить", - смущалась Римма Андрияновна. И почти поимённо поблагодарила каждого участника чтений - за творчество, помощь в подготовке встречи, доброе слово о коллегах. Она и сама не жалела добрых слов в быту и литературе.

Осиротев в военные годы, Римма Дышаленкова в детстве находила утешение в книгах. Трудилась на производстве и писала стихи, учась у прославленных Нины Кондратковской, Владилена Машковцева, Станислава Мелешина. Направление на учёбу в Литературный институт имени А. М. Горького получила от Бориса Ручьёва.

Занималась тележурналистикой, помогала коллегам "печататься" в книгах и периодике. В её творческой копилке - стихи, иные из которых легли в основу музыкальных произведений, поэмы, циклы рассказов и очерков. Большая часть произведений посвящена Магнитке, Уралу - его людям, природе, философии жизни. В последние годы в её творчестве было много детских образов: через любовь к ребёнку проявляется любовь к сущему.

Член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, Римма Андрияновна так и не приобрела "звёздность": была внимательна к людям, остро чувствовала атмосферу жизни, подмечала её детали, общалась попросту, сыпала образами, оставалась склонна к самоиронии.

В "Магнитогорском металле" Римма Андрияновна всегда была своей, и скорбим мы о ней, как о близком человеке. И пока ещё не получается говорить о ней в прошедшем времени.

Прах родные перевезут в Подмосковье. А душа Риммы Андрияновны теперь там, где навечно поселяются поэты после ухода из земной жизни.

(газета "Магнитогорский металл")
---------------------------




 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы