Главная страницаНаши встречи → ПРИВЕТ от мамы Пинти Гру

ПРИВЕТ от мамы Пинти Гру

По приглашению многодетных мам Магнитки я побывала не только в их обществе, главным событием стала Литературная гостиная в центральной библиотеке. А после - интервью, взятое Ритой Давлетшиной. Оно в Инете появилось не сразу, а ещё позже публикую его на своём сайте я.

СПАСИБО магнитогорцам за их истинно русское гостеприимство ( ведь только вдуматься: каждая мамочка - многодетная, а это ежесекундная занятость!!! И найти время на приём гостьи, заботу о его комфортном пребывании - это искусство!!!), выражаю большую, искреннюю благодарность Кате Мальцевой и её семье,
Наталье Колкатаевой, Ирине Бузуновой, Рите Давлетшиной , директору библиотеки, где проходила наша встреча, фотографу Сабиру Ярулину, сделавшему эти снимки.
И размещаю интервью, опубликованное в газете "Магнитогорский МЕТАЛЛ" - в надежде, что оно может ответить на многие вопросы родителей, воспитывающих детей.

Привет от мамы Пинти Гру

Текст: Рита Давлетшина

3_img_5909_kop.jpg (40.11 Kb)
С ребёнком нужно считаться, как с личностью.

Читая своим деткам потешки, от которых малыши заходятся хохотом, или потягушечки, выводящие младенчиков из сна, или уговорушки, слушая которые, дочки и сыночки послушно открывают рот для каши, или первые «обучающие» стихи в букваре, многие даже не предполагают, что принадлежат они не народу и не детским поэтам-классикам, а перу челябинской поэтессы Нины Пикулевой.

1_img_5928_kop.jpg (56.6 Kb)

В свои без малого 67 Нина Васильевна по-детски улыбается и глядит на окружающих вдохновенными ясными глазами. Вдохновенными настолько, что легко соглашается встречаться с читателями просто так, будь то тематические уроки в школах Челябинска или библиотеках других городов области и страны. Просто так - не для красного словца: представители магнитогорской общественной организации "Многодетство", организовавшей приезд детской поэтессы в Магнитогорск, рассказывают, что гонорар Нина Васильевна не запросила, из расходов принимающей стороны - только гостиница и прочие необходимости. "Кто самые лучшие люди на свете? Тайны тут нет: ну, конечно же, дети!" - начинает Нина Васильевна общение. Современные детки тот ещё народ: беседой надолго их не заинтересуешь, пара минут - и гаджеты подавай. Ан нет - сидят, слушают, повторяют, смеются. Особенно хохотали над тем, как поэтесса объяснила детскость своей фамилии: "На кустах акации растут такие длинные стручки, их мальчишки срывают и свистят в них - они называются «пикульки». Вот такая пикулька и дала мне фамилию"))).

2_img_5904_kop.jpg (41.29 Kb)

Час пролетел незаметно - осталось поговорить с детской поэтессой.

- Страна не сразу обрела вас в качестве детского поэта, которого филологи ставят рядом с Агнией Барто и другими писателями, сочинявшими для малышей. Сначала, получив в Челябинском политехе диплом инженера, вы трудились на ЧТЗ.
- Когда родители спрашивали меня в юности, кем хочу быть, я стеснялась даже произнести: "Писателем" (смеётся). Но в это время я уже с головой ушла в любовь к литературе. Родители решили, что сначала я должна приобрести «настоящую профессию», чтобы встать на ноги, а уж потом - заниматься, чем хочу.
Я благодарна им, они зарядили меня радостью на всю жизнь. У нас была счастливая семья, потому что мама и папа любили друг друга и перед моими глазами были их дела и поступки, за которыми – совет да любовь, предупредительность, внимание и уважение. И к нам с братом, конечно же. Нам очень повезло. У родителей не было высшего образования, но их можно было назвать аристократами духа от природы. Их молодость отняла война, они создавали семью в послевоенный год (1946) и мечтали, чтобы судьба их детей сложилась гораздо счастливей.
К слову, когда я засобиралась поехать учиться в Москву после 8-го класса, мечтая стать артисткой цирка, они меня… просто не отпустили! «В столице у нас никого нет, как ты будешь одна?» И папа приводил существенные аргументы, чтобы я прочувствовала, что такое профессия циркового артиста, акробата, когда вся молодая жизнь на колесах, без угла, настоящей семьи, детей... а дальше уже поздно)))
Я прислушалась к родителям. Строптивым подростком не была. Запрет пережила, ведь за ним стояла любовь. Зато обратила свой внутренний взор на вторую свою любовь – к слову, литературе. Закончила 10 классов и снова засобиралась в Москву. Теперь – в Литинститут, со своими первыми стихами, на творческий конкурс. Однако, очень робела, потому что не очень верила в их конкурентоспособность)))
И не поехала. Решив сначала научиться писать стихи по-настоящему. Пришла в литературное объединение ЧТЗ, достойное самых добрых слов, ставшее моей главной и настоящей литературной школой. Параллельно училась «на инженера» в ЧПИ, получила диплом инженера и вышла на работу в конструкторское бюро на ЧТЗ. Работа, конечно же, была не по душе, я жила ожиданием счастливого случая поменять её на любимую, связанную с литературой. Спустя 7 лет, получилось)))

- Литература. При переходе из инженерной стабильности в неприкаянность литератора, не было комплекса: а как теперь, на что жить?..

- Нет. И это не легкомыслие молодости. Я всегда знала, что рано или поздно буду заниматься только литературой.

- Одно дело - литераторы вроде Олега Роя, создавшего своих Джингликов, Дарьи Донцовой, создавшей своих Дарью Васильеву и Виолу Тараканову, миллионеров и завсегдатаев шоу Андрея Малахова. Другое - вы, которую никто не знает, несмотря на место в двадцатке самых издаваемых детских авторов страны, звание заслуженного работника культуры, рекомендацию Минобрнауки России об изучении ваших стихов в школах и прочие достижения.

- (Смеётся). Челябинск - не Москва, здесь импресарио нет. Правда, одна добрая душа, бывший учитель лицея, собиралась написать обо мне на телевидение, Андрею Малахову. И даже созвонилась с ним. Но продолжению помешало резкое ухудшение её здоровья. И теперь это нереально. Да я и не рвусь на центральное телевидение. В Москве бываю на книжных выставках-ярмарках, вижу издательства, близкие мне по духу и теме, иногда случаются книжки. Иногда они издаются даже без «оповещения» автора))) К примеру, будучи в Питерском книжном на Невском, я случайно «встретилась» со своей маленькой книжкой "Это кто уже проснулся" (0+). Удивилась несказанно! Она стала лидером продаж в главном магазине «Дом КНИГИ» на Невском, вошла в первую 10-тку в декабре 2008г. На первом месте стоял Справочник "Весь Петербург 2009 г.", на втором Дарья Донцова, а на девятом – моя скромная миниатюрная книжка «Это кто уже проснулся?».
Как позже я узнала, она уже три года как издаётся Москвой, расходится влёт, только я об этом не знаю))) Из дома в Челябинске связалась с издательством – нет, не ссорилась, я же с ними давно работаю. Выслушала ответ, позже получила мини-гонорар и авторский экз. своей книжки-малышки))) Издание – дело прибыльное лишь для издателя, а автор, как правило, работает практически за идею и маленькую "денежку")))

s_knizh_srednego_razmera_na_sait_kop.jpg (28.37 Kb)
Это два издания моей книжки.

- Вы проводите занятия в школах и детсадах. Почему не открыть собственный центр?

- Тогда во мне умрёт литература, её вытеснит бизнес. Нет, мне важнее успеть побольше сделать в литературе для детей. Вот представьте, уже восемьдесят лет прошло с появления Дяди Стёпы - а больше героев для детей в литературе не было. Питер Пен, Гарри Поттер - не наши, не русские. Всю свою жизнь я шла к рождению нового героя, его образ найти очень трудно, ведь герой это воплощение духа времени, он должен быть понятен современникам, принят ими. Его устами можно будет говорить с ребёнком, отвечать на его непростые вопросы.
Когда-то в молодости я задумалась о том, что мы теряем устное богатство, фольклор. Доказательств тому – множество. И мне было ясно, что об этом мало кто думает))) И я дерзнула ухватить его за ускользающий «хвостик» и перевести из устного в письменный источник. Я прикоснулась к так называемой «материнской поэзии», то есть – поэзии пестования, и остро почувствовала ещё одно: язык устаревает, а можно ведь заговорить с младенцем современным литературным языком, общение с ним остаётся необходимым. Но вещи, прекрасные по идейному наполнению, произносятся тяжеловато. Вот народная пестушка:
"Потягунушки, порастунушки,
а в ручки хватунушки,
а в ножки ходунушки,
а в голову разумок".

Для нас это уже труднопроизносимое сокровище, верно?

- Сейчас, кажется, говорят потягушечки?

- Расцениваю Ваши познания, как комплимент. Ведь это слово из моей авторской ПОТЯШУШЕЧКИ:
Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растём, растём, растём!".

Новым языком - вековые устои общения мамы и её дитя.

- Почему для вас именно это важно: что - сегодня мамы без писателей разучились воспитывать детей?
Такое ощущение, что родители заводят детей и не знают, что с ними делать. И понять отчасти молодую маму можно – нас ведь никто, нигде и никогда не учил и не учит быть родителями. А родителями становятся почти все! И кроме собственного опыта родительских отношений в нашей детской семье, если она была к тому же, полной и нормальной, у нас нет.

ugovorushki-1_izd_lad_chelyab_1996_kop.jpg (125.53 Kb)

У меня в молодости тоже было такое открытие: держишь ребёнка на руках, а не знаешь, ЧТО ему сказать, Что спеть и КАК? А язык - это ключик к ребёнку. Чего нам сейчас не хватает в этой сфере? Института родителей. Создайте курсы при вузе, в старших классах школы, научите нас главному – общению с ребёнком, пониманию его возрастных особенностей, терпению и уважению. И не будет послеродовой депрессии у мамочек. Когда им кажется – они в один миг всего лишились, всех развлечений, а получили вместо них – ляльку, как бремя на долгие годы его роста! А ведь это не так, если владеешь знаниями и умениями. Ну, а пока – фунции «института родителей» я отчасти выполняю сама, когда приглашают к школьникам-старшеклассникам или студентам колледжей и ВУЗов.

- Подруга-педагог, облачённая многими профессиональными регалиями, считает, что воспитание детей - это дрессировка с кнутом и пряником. Понимаю, что слишком грубо. А по сути?

- По сути надо понимать, что ребёнок очень устаёт от того, что общество слишком рано прививает ему социализацию, быстрое развитие, иностранные языки. Тот же детский сад: ребёнок, которому от природы свойственны активность, резвость и любопытство, целый день должен быть спокойным, послушным, тихим, учить стихи, участвовать в играх. А младшие школьники? - казённые стены, дисциплина и страх перед плохими оценками - всё это не помогает, а напротив, мешает и забирает энергию. И мы должны его переключить, согреть и показать, что мы рядом.

Когда старшая дочка пошла в детский сад, я работала ещё инженером в конструкторском бюро. Но в течение дня мои мысли были заняты не только двигателями внутреннего сгорания)). В ней роились по ходу ещё и загадки, и потешки, и скороговорки))) И я несла их дочке. Вечером, бывало, воспитатель в детсаду говорит о дочке моей:"весь день была весёлая, бегала, как мама пришла - расплакалась". Да как же нам их не понять: весь день вдали от дома, родителей она держалась, словно накрахмаленная, а увидев маму, расслабилась и поддалась истинным эмоциям. Что делать: жалеть? - расплачется ещё сильнее, а я сама с работы - устала. Вот я и придумывала считалочки, песенки, загадки, чтобы каждый раз удивить, порадовать, увлечь - пока идём из садика, угадывали-разгадывали, и домой приходил совершенно "мой" ребёнок. У нас это так и называлось: загадка на дорожку.
Так что не "кнут и пряник", а психологически точное вписывание в ситуацию. К сожалению, чаще видишь другое: накрутили маму на работе, и вот она "отыгрывает" плохое настроение на ребёнке – дёргает его, ругает, кричит на всю улицу. Что в этот момент происходит в душе ребёнка?

Вспоминаю свою маму, которая, несмотря на то, что тоже сильно уставала, никогда не позволяла себе переносить настроение на нас. Моё воспитание подготовило меня к тому, чтобы я шла дальше и отдавала людям понимающим и знания, и опыт. К моей радости, почти все за это благодарны. А я благодарна им - когда умеешь настраиваться на одну волну с детьми, тут же растворяешься в их тёплой энергетике. И нипочём всё остальное. Многие спрашивают: "Ну что ты вот улыбаешься всё время, блестишь, как начищенный самовар - проблем нету?" Есть, куда ж без них. Но есть и отдушина - поэтому я подвижная, как ртуть, не сижу на месте и готова к общению.

- Ваш любимый детский возраст?..

- Да все по-своему прекрасны. После пятого класса сложнее: кто любит литературу, чувствует слово - с теми легче работать. Трудно с теми, кто уже «набрался дряни», - есть даже определение этому явлению "детский цинизм". Дети не виноваты - это их защитная реакция, если семье было не до них, они разочарованы, обмануты и во всём сомневаются. Отогреть таких ребятишек очень трудно. И получится ли?
Возвращаясь к теме положительного героя, носителя духа времени, я долго думала-искала, кто бы мог отчасти заменить детям неумелых родителей, с кем бы они могли делиться сокровенным, кто бы учил их со страниц книги добру, дарил внимание и тепло… Сорок лет пыталась выкристаллизовать этот образ, и вот наконец он родился: герой серии книжек «Мой друг - волшебник Пинти Гру».

- Уважение в данном случае - это?...

- С ребёнком нужно считаться, как с личностью. Во всём. У него есть своё мнение, оно зреет, оно может отличаться от вашего, и вы не имеете права обидеть ребёнка неприятием этого мнения. Разговаривайте с ним, советуйтесь с ним. Вот есть слепая материнская любовь - и при этом: «я родила тебя для себя». Это неуважение к ребёнку даже при слишком сильной любви.
Пинти Гру уважает детей, любит их, знает, чем занять, увлечь, порадовать, чему научить. И появляется именно в тот момент, когда о нём вспомнили. Как волшебник!

img_0888_kop.jpg (44.62 Kb)

В детском саду села Каратабан Еткульского района сделали куклу Пинти Гру ростом с ребёнка и поставили прямо в группе. Взрослые рассказывают: дети с утра частенько делятся с воспитателем тем, что у них случилось в семье. Они легко доверяют свои тайны взрослому.
Теперь, с появлением Пинти Гру, они иногда с порога идут к нему, берут за руку и потихоньку «разговаривают» с ним. Ребёнку необходимо выговориться. Он живёт не всегда только в реальном мире, ему нужны и сказка, и фантазия, и чудо. И такой вот собеседник им тоже нужен, ведь это - друг.

Декабрь 2017,
февраль 2020.

4_img_6040_-_otl_kop.jpg (53.02 Kb)

5_img_6042_kop.jpg (.7 Kb)




 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы