Главная страницаЭссе → Знакомый-незнакомый Милош Мацоурек

Знакомый-незнакомый Милош Мацоурек

Помните мультик «Каникулы Бонифация» ?
В памяти взрослых он закрепился за именем режиссёра Фёдором Хитруком.
А о том, что у этой мультяшной истории есть литературный "папа", мы знаем не все. Я тоже не знала, до поры до времени. Но знакомство-открытие чешского писателя Милоша Мацоурека состоялось, оно было радостным и приятным. Спасибо сайту http://coollib.net/b/216734/read за – пусть хотя бы краткую – информацию о писателе и публикацию его сказок, переведённых на русский язык. Думаю, они на меня не обидятся за перенос двух из них на мой сайт?

Милош Мацоурек

Сказки в переводах Юрия Проскурякова

Кратко об авторе:

После сборника стихов «Не верь глазам своим» (1958) и пьесы для детей «Попугай на пятерку» (1968) Милош Мацоурек опубликовал в 60–х годах несколько книжек авторских сказок, которые привлекли внимание оригинальным видением мира, поэтикой и стилем: «Жизнеописание домашних животных» (19б2), «Якуб и двести дедушек» (1963), «Жираф или тюльпан» (1964), «Муравьед с арифметикой» (1966). Они через некоторое время послужили основой публикации избранных сочинений, названных попросту «Сказки» (1971). «Сказки» были переизданы «Альбатросом» с новыми иллюстрациями Адольфа Борна. В последние годы Милош Мацоурек писал главным образом сценарии к кинокомедиям, таким, как «Девушка на метле», «Госпожа, вы вдова», «Как утопить доктора Мрачека» или же к телевизионным сериалам вроде «Арабелла, Мах и Шебестова», которые завоевали популярность, как внутри Чехии, так и за рубежом. «Арабелла, Мах и Шебестова» одновременно с сериалом были Мацоуреком опубликованы отдельным изданием в виде книжки для детей (1983); ее французский перевод получил приз. Поэт, сказочник и сценарист Милош Мацоурек очаровывает детей и взрослых прежде всего поэтичностью и юмором, искусством сокращения слов и тонкой выразительностью. Он учит нас глядеть на мир, на окружающие нас вещи и дела новыми, свежими глазами, под неожиданным углом зрения и в удивительной связи. Он делает зримым для нас поэтическое очарование действительности, её смешные черты и перипетии, учит нас смеяться над глупостью, условностями и лицемерием в человеческих отношениях и, вместе с тем, открывать для себя ценности жизни, красоту вещей и мира. В авторских сказках он выражает свое видение разговорными сокращениями, которые сближают его с карикатуристами. Некоторые из сказок послужили поводом для создания рисованных и кукольных мультфильмов (например, «Сюзанна учится писать» или «Плохо нарисованная курица»). Поэтический юмор и особый неповторимый стиль обеспечивают сказкам Милоша Мацоурека постоянный интерес среди детей и взрослых в Чехии и далеко за ее рубежами.

Ю. П.

Якуб и двести дедушек

Жил да был один мальчик, звали его Якуб, а жил он вместе с дедушкой. Дедуся был толстый, с красным лицом и огромной соломенной шляпой под названием панама, которую он жутко любил. Якуба он тоже любил, но полного понимания между ними не было. То, что у Якуба вызывало удивление, для деда было как бы само собой, а то, что приводило в изумление дедушку, казалось Якубу вполне обыкновенной штукой.

Вот так они и жили вдвоём в маленьком домике с верандой, кругом был сад, а в саду росла капуста. Куда ни глянь — одни кочаны. Были среди них маленькие, не больше теннисного шарика, другие были здоровые, как волейбольный мяч. Якуб вечно спотыкался о них, и у ворот, и у веранды и даже на садовых дорожках.

Тю ты — думал он: одна капуста. Откуда она берется? — и Якуб в сомнении качал головой из стороны в сторону. Чему удивляешься? — наскакивал на него дедушка: в саду отличная земля, ткни в нее кастрюльку и та взойдёт. Только зачем это надо: выращивать кастрюльки? Это не практично. Капуста — другое дело.

И он сажал и сажал капусту, а капуста росла и росла, и стало ее столько, что уже невозможно было съесть. Только кончится один вилок, как уже готов другой, не успел этот кончиться — третий, и так без конца.

К счастью, в саду поселились бабочки–капустницы, штук эдак двести, они капусту любили, нежно так обходились: то один кочан приголубят, то другой. Зато дедуся капустниц ненавидел, ух как он на них злился, все-то из-за угла подслеживал, как услышит, что они листиками хрумкают, как выскочит с веранды и давай панамой размахивать. Жуть.

Тут уж Якуб, вообще, разинет рот от удивления, присядет на ступеньки и давай ломать себе голову. Ну, чо рот разинул? — приговаривал в таком случае дед: они тут нашу капусту жрут, а я по–твоему должен в потолок смотреть?

Но Якубу от этих объяснений было не легче и, — чего ее жалеть? Вон её сколько: пруд пруди.

Но у дедушки была своя голова на плечах и он только и знал, что гоняться за бабочками. Сядет, например, отдохнуть, панаму на нос надвинет, но задремать ни–ни, все за кочанами присматривает, а уж если совсем нечего делать, новые начинает сажать, там посадил, там срезал, а тут и обед приспел, дед по кухне носится — капусту варит, а к ужину засолкой занимается, а то и еще чего придумает.

Якубу всё-таки было не ясно, почему дедушка такой ограниченный человек, и он все говорил ему: дедуля, пойдем играть, или расскажи мне чего-нибудь, капуста ведь никуда не убежит. Но его дедуля носился в фартуке по кухне и покрикивал: не путайся у меня под ногами, не видишь, я закрутился, что к чему из-за тебя позабыл.

И поэтому Якуб вечно был один. И нет ничего удивительного, что он под конец подружился с капустницами. От капусты его давно тошнило, он доверху наваливал ее в самую большую тарелку и шел к своим непоседливым подружкам — кормить. Когда бабочки наедятся, сядут рядком и ну рассказывать, где и как они летают, что видят, и о садиках, где растут цветы и смородина, и о китайках, а Якуб слушает и завидует, и тоже хочет что-нибудь такое увидеть.

И чего бы дедушке не посадить что-то еще, кроме капусты? — думал Якуб: вот было бы здорово.

Сам возьми, да и посади — советовали капустницы: это отвлечет дедушку от его любимых кочанов и, вот увидишь, сразу станет веселее. И правда, почему бы не сделать дедушке приятное — думал Якуб: неплохо бы посадить, например, панаму.

Отличная мысль! — закивали капустницы: представляешь, какая это будет для дедушки радость!

Якуб дал себя уговорить и в полдень, когда дедуля варил о6ед, разыскал в саду свободное место и посадил панаму.

Куда запропастилась моя панама? — причитал дедушка: чем я теперь буду воевать с капустницами, ты не знаешь, где она, Якуб? Это секрет — отвечал Якуб: я хочу преподнести тебе сюрприз, немного подожди и будет у тебя по шляпе на каждый день.

Ничего не понимаю — бурчал себе под нос дедушка: чего у мальчишки на уме, лишь бы не потерял мою драгоценную панаму.

Через пару дней вырос в саду огромный куст, а на нем полно маленьких таких панамочек. Дедушка был так удивлен, что даже про капусту забыл, а Якуб сказал: и ничего тут нет удивительного, ведь на этой земле могут расти даже кастрюльки. Только сажать их пожалуй не к чему. Шляпы, бесспорно лучше.

Шляпа — вещь хорошая — согласился с ним дедушка: но мне достаточно и одной. Такая прорва шляп меня просто выводит из себя.

Он подождал, пока панамы созрели и, когда они стали большие и хорошенько пожелтели, оборвал их и разложил на земле сушиться. Якуб считал, считал и насчитал около двухсот: такая куча, что свободного места на участке едва хватило.

Вот видите — сказал Якуб капустницам: все напрасно, ничего не изменилось, а мне так ещё и влетело. Но у капустниц было другое на уме, они молчали и слушали, а после одна шлепнула себя по лбу и говорит: есть идея, лучше и не придумать, посади-ка ты своего деда.

Ты, чё, свихнулась — отвечал Яку6: сейчас у меня один дед, но и с тем хлопот не оберешься, а если их будет двести? Не кипятись, послушай, а после сам будешь меня благодарить — ответила капустница и зашептала что-то остальным бабочкам. Капустницы разом принялись хихикать и упрашивать Якуба, чтобы он непременно посадил дедушку и вот тогда, говорили они, все пойдет на лад.

Якуб подождал, пока дедушка уснет, нашел в саду еще не занятый клочок земли и посадил дедушку. Ну и забот же было с ним: сначала хорошенько полить, а для этого надо натаскать воды из насоса в тяжеленном ведре и уж только потом, в полдень, удалось Якубу перекусить с капустницами. Они ели с одной тарелки и Якуб все спрашивал, что будет, когда в саду появятся двести дедушек. Капустницы не отвечали, перемигивались между собой, посмеивались и говорили Якубу: не будь таким нетерпеливым, подожди.

Через пару дней вырос в саду преогромнейший куст, увешанный малюсенькими дедулями. Сначала они были совсем зеленые и их нельзя было рвать, но они быстро подросли налились соком, физиономии у них становились все краснее и краснее, словом дедушки зрели не по дням, а по часам. Якуб бегал на них взглянуть по пяти раз на дню и все советовался с капустницами пора или не пора дедушек рвать.

Наконец дедушки вполне поспели и Якуб их собрал. Было их, и вправду, приблизительно двести и они всей оравой тут же набросились на Якуба: дурак, мол ты, дурак, че натворил, на кой нужно такое количество совершенно одинаковых дедушек, — и они орали один громче другого.

Добились своего — сказал Якуб капустницам, я-то ведь знал, чем эта затея кончится: с утра до ночи будут теперь меня ругать, но и вам не позавидуешь, вот увидите, похватают шляпы и начнут вас гонять по саду, и шляп-то, как нарочно, на всех по одной.

Ах, Якуб, Якуб — щебетали в ответ капустницы: глупый ты, парень, вот теперь‑то, как раз, все и пойдет по–новому, вон, посмотри на дедушек, видишь, чем они заняты?

И Якуб посмотрел на дедушек и увидел, что они препираются между собой из-за лопаты, из-за ведра или из-за кастрюли на кухне. Это был непорядок, и Якуб бегал от одного дедушки к другому и уговаривал: дедусеньки, милые, ну зачем вы так, так не годится, разве можно обижать друг друга, так ведь не бывает, чтобы все сразу копали или поливали, давайте лучше по–другому: один будет копать, другой в это время поливать, а третий пусть хозяйничает на кухне.

А что будем делать мы? — возопили остальные дедушки.

Якуб ненадолго задумался, но вскоре рассмеялся, подмигнул бабочкам и говорит: Будете, наконец, играть со мной, чего вам еще надо!

И с той поры в саду все переменилось. Дедушки поочередно работали, один капусту сажал, другой капусту убирал, третий капусту варил, а, кому нечего было делать, тот играл с Якубом и капустницами. Они стали вспоминать всякую всячину, разные развлечения, вспоминали, вспоминали и вспомнили, и про волейбол, и как рисуют цветными мелками, и про купание вспомнили, и про веселые вылазки на природу, и кто знает, о чём еще. И жили они с той поры вполне довольные, у каждого была своя панами и своя капустница, и у всех у них вместе был свой Якуб, с которым они играли и которому рассказывали обо всем на свете, а Якуб слушал и удивлялся, потому что раньше об этом ничего не слыхал, даже от капустниц.

О водопроводе, который пел в опере

Казалось бы, обычная вещь водопровод, но очень необходимая. Из него набирают воду в кастрюльки и вёдра, в стаканы, лейки и даже в ванны, и делают это с утра до вечера, но самому водопроводу от этого мало радости. Как только он освободится, хотя бы на минуту, он принимается петь. Бывают, правда, водопроводы, которые поют от случая к случаю, а некоторые ужасно фальшивят, не каждый наделен бог весть каким дарованием, но, вообразите был на одной кухне водопровод, который так ладно пел, что часы даже переставали тикать, боясь ему помешать.

Он обладал роскошным голосом, глубоким, как ящик для белья, и вечером, когда вся посуда была уже перемыта, и воцарялась тишина, он обыкновенно что-нибудь запевал. Ну, скажем: «Потому, что без воды, и не туды, и не сюды,» — или что-нибудь подобное. И стаканы, кастрюльки, тарелки и часы, затаив дыхание слушали, боясь пошевелиться, и невольно улыбались, даже, если были не в настроении, так это было здорово.

Как‑то, когда водопровод пел, по телевизору передавали «Русалку», и двум старым стульям захотелось ее послушать, они сердито заскрипели: ппрекратите, ппожалуйста, завывать, будет здесь наконец, тихо или нет, вы нам оперу мешаете слушать, — и они скрипели, как заведенные.

Водопроводу нечего делать, кончай петь и помалкивай, досадно, даже слезы одна за другой закапали у него из крана, а одна нервная красная кастрюлька не сдержалась и говорит: как вам, стулья, не стыдно, где это написано, что водопроводу после трудового дня нельзя петь для собственного удовольствия?

Вообще-то, — вмешался буфет: - водопровод здесь, по–моему, только время даром теряет, — и, так как он стоял прямо напротив водопровода, он без околичностей добавил: не будь идиотом, здесь тебе не светит, отправляйся ты лучше в музыкальную школу, все-таки оттуда легче попасть в театр, я тебе от души советую.

Водопровод поразмыслил и говорит: возьму и научусь петь по–настоящему, а что если у меня взаправдашнее дарование? — и вот, он стал собираться и, в один прекрасный день, отправился в путь.

А в музыкальной школе, ну и ну, повсюду песни, там — на пианино играют, здесь — на кларнете, водопровод сначала почувствовал себя неуютно, но быстро с собой справился: спокойствие, только спокойствие, никто и не говорил, что здесь бывает иначе, это ведь ни шульды–бульды, а музыкальная школа, — и он побежал по лестнице прямо в учительскую.

Я — водопровод, — представился, войдя, водопровод, а директор встал из-за стола и со словами: рад вас видеть! — налил себе в стакан немного воды, потому что как раз в этот момент у него все внутренности пересохли.

Можно мне брать у вас уроки пения? — говорит водопровод: стаканы, кастрюльки, буфет и часы считают, что у меня большое дарование.

Что по этому поводу считают стаканы и кастрюльки для меня не имеет значения — ответил директор: попробуйте что-нибудь спеть, а там будет видно.

Водопровод откашлялся и начал петь: «Потому, что без воды, и не туды, и не сюды,» — он пел вдохновенно и директор, хотя и был не в духе, невольно улыбнулся, так это было здорово, и под конец сказал: действительно, у вас большое дарование. Пожалуй, из вас может не знай чё дельное выйти, вы приняты, ведите себя как следует и, главное, не сядьте в галошу.

Тогда водопровод затянул потуже кран и впрягся в учебу, учился, учился, пока не научился петь все гаммы, все песенки и все оперы, и вот, когда он всему этому научился, он собрался с духом и отправился в огромный театр, который построили на набережной прямо возле воды.

Театр, как губка водой, пропитан пением, в одном крыле поет мужской хор, в другом — женский, а между ними звенят голоса детского хора, однако водопровод этому ни капельки не удивился. Теперь у него уже накопился некоторый опыт, не оглядываясь по сторонам, он отправился прямо к директору и спел ему для начала десять–пятнадцать опер.

Когда он закончил, директор театра сказал: Ладно, достаточно, поверьте, я очень рад, что именно вы будете у нас работать, наш старый водопровод совсем не умеет петь. Подумать только, оперный водопровод, а не может спеть ни единой правильной ноты! — и водопровод поступил в оперу, но став оперным, водопровод, само–собой, очень разочаровался и тысячу раз порывался вернуться на кухню.

Но вот, в один прекрасный день, случилось страшное и на обжору, который поет в «Русалке» партию Водяного, напала икота, перспектива была не из приятных, вот–вот надо будет начинать спектакль, а замены нет: что будет? что будет? — возбужденно тараторили актеры. Но тут директор вспомнил о своем водопроводе, который умеет петь.

Водопровод разыскали, с трудом надели на него зеленый кафтан, вытолкнули на сцену и — что тут было, зрители просто с ума посходили, устроили овацию, вызывали, только и слышалось: Люди, вот это настоящий Водяной, вон, посмотрите, из него даже вода капает, — весь город наполнился слухами и, когда они дошли до двух старых стульев на кухне, они облачились в красные плюшевые смокинги и отправились в театр, где уже было полно стульев в красных плюшевых смокингах, вполне приличных, благовоспитанных стульев, которые умеют себя вести не то, что старые кухонные стулья, которые нарочно старались скрипеть погромче, чтобы их все слышали, чтобы все знали, о чем они с умным видом между собой беседуют: Вона, посмотрите-ка, да это же наш водопровод, было время, он распевал у нас на кухне, а мы, мы-то всегда говорили, из этого парня выйдет толк.

Но остальным стульям это было неинтересно, со всех сторон зашикали: не могли бы вы перестать скрипеть, будьте так любезны, вы мешаете нам слушать пение знаменитого водопровода. Что оставалось делать старым и глупым кухонным стульям? Оставалось только попридержать язык и в наступившей тишине стало слышно, как поет водопровод, как он вдохновенно поет, так что все вокруг начали улыбаться, даже, если кто-то был перед этим не в настроении. Да, все-таки здорово он пел!





Комментарии посетителей

(4.05.2017 - 18:50) цитировать
 
У нас на ресурсе мы предлагаем немаленький выбор роз. Весь товар вы сможете посмотреть и подобрать подходящие для вас розы у нас в каталоге. купить букет цветов в харькове. На нашем сайте вы сможете заказать недорогие розы в Харькове с доставкой. Ещё посредством нашего сайта вы сможете послать цветы через Интернет посредством быстрой доставки курьером.

Мы предлагаем классические и дизайнерские букеты роз различных оттенков и сортов, свадебные букеты, а ещё подарки и сладости к цветам. У нас трудятся исключительно опытные флористы, которые красиво оформят любой букет для доставки роз по Харькову и остальным большим городам области. букет троянд. У нас очень дешёвые и красивые цветы в Харькове! Наши розы с доставкой по Харькову очень популярны.

Наши квалифицированные и профессиональные курьеры смогут в короткий срок доставить заказанные цветы в Харькове или по региону в не зависимости от места расположения адресата и времени суток. модні весільні букети 2017. Заказать букет роз или несколько цветов с доставкой по городу и области вы можете как по телефонам, указанным на нашем сайте, так и оставив онлайн-заявку на приобретение с доставкой. Наши менеджеры уточнят все детали по заказу и отправят его по нужному адресу в самый короткий срок.
 
(30.05.2017 - 09:08) цитировать
 
Компания “Эколестница” предлагает в огромном ассортименте изделия из экологически чистого дерева. Наша компания есть лидером в сфере экологичных изделий из дерева. Мы содержим своё производство мебельного щита, потому гарантируем абсолютное качество наших изделий и доступные цены, как оптом, так и в розницу, а также быстрое выполнение каждого заказа.


Наша фирма не имеет посредников, поэтому мы можем предложить доступные цены, а, покупая наши товары крупными партиями, клиент может получить существенную скидку!


Мы покупаем заготовку под столбы и балясины из дуба, а также предлагаем сотрудничество мебельным фабрикам, они смогут существенно увеличить собственную прибыль, используя в изготовлении своей продукции мебельный щит, изготовленный компанией Эколестница.


Заказать и приобрести наши изделия можно по телефону, который указан на нашем вебсайте или же написать на наш электронную почту, наши менеджеры в кратчайшие сроки обработают ваш заказ. Оплата продукции возможна наличным или безналичным расчётом. Заказ будет выполнен при предоплате в полстоимости. Доставка заказа возможна как по России, так и в некоторые страны ближнего зарубежья. Доставку платит клиент после прибытия изделий.
 
 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы