Главная страницаЭссе → Василий СУХОМЛИНСКИЙ

Василий СУХОМЛИНСКИЙ

Не буду говорить, почему очень часто вспоминаются великие педагоги, умеющие понимать ребёнка, слышать его и просто погладить по голове "лишний раз"... После этих раздумий невольно глубоко вздохнешь и подумаешь:

КАК нам ВАС НЕ ХВАТАЕТ, дорогой Василий Александрович!

Всем, кто имеет отношение к детям – воспитателям, учителям, будущим и настоящим, а главное – родителям посвящаю это напоминание о великом педагоге, посвятившем себя детству и оставившим нам огромное наследство: богатство своего опыта, россыпь драгоценных мыслей, которые никогда не устареют. Хорошая, добрая книга – это волшебница, она создаётся великим трудом и, уходя к людям, никогда не заговорит первой – о ней нужно знать, её нужно открыть… И она войдёт в наши мысли, дела, поступки, станет нашим помощником и – постепенно – частью нас самих… лучшей частью.

Нина Пикулева, 4 апреля 2015г.
-----------------------------------------------------------------
47_portret.jpg (56.96 Kb)
Василий Александрович СУХОМЛИНСКИЙ

Воспитание словом

Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев.

Школа — это прежде всего, образно говоря, мир человеческих прикосновений.

Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи.

Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок — предательство.

Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду.

Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнение и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души.

Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека.

Есть слова хилые и уродливые, как кретины.
Есть слова немощные и бескровные, как тень засыхающего стебелька.

Есть слова яркие и неугасающие, как вечные звёзды, указывающие человеку путь. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова были путеводными звёздами.

Не будет огонька у вас — вам никогда не зажечь его у других.

Каждое наше слово должно нести в себе добро, справедливость, красоту.

Множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, происходит от неумения учителя говорить с учениками.
-----------------------
Биография Василия Сухомлинского

6151_suhomlin.jpg (69.95 Kb)

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».

6866_123.jpg (135.43 Kb)
7182_doska.jpg (138.15 Kb)
Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» удостоена Государственной премии УССР — 1974, посмертно. Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.


Похожие новости:
» 09.01.14 Воспитание словом


 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы