Главная страницаЭссе → ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ, как это?

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ, как это?

Сайт для воспитателей детских садов Дошколёнок.ру помогает нам ответить самим себе на этот важный вопрос.

http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/3114-pedsovet-na-temu-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

devochka_v_venke_smejotsya_kopirovat.jpg (65.46 Kb)


«Доброта должна стать таким же
обычным состоянием человека,
как мышление. Она должна
войти в привычку».
В.Г. Сухомлинский

Наверное, не раз приходилось вам слышать такую фразу, как «По доброте душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас счастливее и добрее.

vot_eto_knizhka_vot_eto_chitateli_kopirovat.jpg (47.07 Kb)

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо», с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад в плохо?

1_i_dlinnyuszie_slezinki_1_kopirovat.jpg (59.5 Kb)

Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

smeshnaya_devochka_v_ochkah_kopirovat.jpg (34.76 Kb)


Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

Мы создали картотеку «Вежливые сказки», в которых герои- это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.

1_moi_druzya_-_deti_i_knigi_kopirovat.jpg (74.34 Kb)

2_p1280808_kopirovat.jpg (79.9 Kb)

4__vot_takoi_interes_k_knigam_kopirovat.jpg (81.82 Kb)

6__vokrug_interesnoi_knizhki_kopirovat.jpg (60.54 Kb)

В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

В повседневной жизни группы мы часто используем добрые стихотворения, четверостишья, такие как «Это ты, а это я, Ты хороший у меня, Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой!» * Укладывая ребенка спать, проговариваем потешки и прибаутки, их же мы используем при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру.

devochka_v_finale_kopirovat.jpg (41.37 Kb)

С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!

devochki_chitayut_i_smeyutsya_kopirovat.jpg (70.56 Kb)

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Дошкольное воспитание № 09.2007
---------------------------------------------------

* Стихотв. Нины Пикулевой

-----------------------------
-----------------------------------
----------------------------------------

К этому разговору присоединяется ещё один виртуальный собеседник:

http://malmygo.narod.ru/fan.html Моя педагогическая копилка

Немного о себе.

Малмыго Наталия Петровна
Родилась в г. Минске, Республика Беларусь.

Образование высшее: Белорусский Гос. Пед. университет, 1998г.
Квалификация: преподаватель белорусского языка и литературы.

С 2005 года работаю воспитателем детского сада №909 г. Москвы.

МОИ ПОМОЩНИКИ СТИХИ

Невозможно привести здесь все стихи, которые помогают мне в работе. Но я рекомендую всем воспитателям обратиться и к творчеству Андрея Усачёва, его весёлые стихи заставят улыбнуться и детей и взрослых, и к моей подборке стихотворений разных авторов к самым разным ситуациям, уговорушки и тд.

Шкаф

Стоит у нас в прихожей шкаф:
Висят в нем шубы, куртки, шарф,
Лежат в нем шапки и перчатки.
И я. Когда играю в прятки.

Пылесос

Пылесос у нас хороший.
Я играю с Пылесошей:
Я даю ему в обед
Три бумажки от конфет…
Ему и крошки нравятся,
А булкой он подавится!
(Андрей Усачёв)

Стихи к разным ситуациям

Не могу

Жил на свете НЕМОГУ.
Он лежал на берегу.
Он лежал, и он мешал,
Он нырять не разрешал.
Ну, а я как побегу!
Прыгнул через НЕМОГУ!
И нырнул! И – ничего!
И не бойтесь вы его!

Утренний приказ

Кран,
откройся!
Нос,
умойся!
Глаз,
купайся!
Грязь,
смывайся!
(Эмма Мошковская).

***
В горло влез Царап Царапыч
и сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
на Царапыча сердит.
Он пошел к нему из чашки,
как из пушки на войне!..
И Царапу стало тяжко,
и полегче стало мне!
(Эмма Мошковская).

Уговорушки

Горошинки-непрошенки

Го-ро-шинки,
Не-про-шенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Насти добрались?
Не-е-ет,
Портить настроение
Никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
(Нина Пикулева)

Куда пошли колготки?

В деревню Потеряево
Пошли гулять колготки.
Пошли – и потерялись там,
Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком,
Не плачут, а – ревут!
Хозяюшку, хозяюшку,
Хозяюшку зовут!
И – вспомнила хозяюшка,
Где вечером была!
Сходила в Потеряево,
Колготочки нашла!
(Нина Пикулева)

А куда поедем днём, перед сном?

Со станции Топтушкино
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И чу-у-уточку поспать!
На станции Вставайкино
Проснёшься- выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!
Ну, а пока- приехали
На станцию…Кровать!
На этой сонной станции
Так сладко засыпать…
(Нина Пикулева)

Где ты, дедушка Молчок?

Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
Помолчим…
Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на пришёл Молчок!
Не спугни его, смотри,
Ни-че-го не говори, тссс…
(Нина Пикулева)

Послушай, что тебе скажу

Послушай, что тебе скажу:
Давай не будем плакать!
А то - услышит наш сосед,
Сосед, которому сто лет,-
И нам подарит – ЛАПОТЬ!

Куда мы в нём с тобой пойдём?
Разок шагнём – и упадём!
(Нина Пикулева)

Шла весёлая собака
(игра)

Шла весёлая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали Гуси,
головы задрав,
А за ними - Поросёнок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка!
Что я говорю?
И - вместе!
(Нина Пикулева)

***

Тары-бары-тарарёшки!
Суп хвалили поварёшки,
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Разливали, остужали,
Нас обедать приглашали.
(Нина Пикулева)

Мирилочка

-Это – ты,
-А это – я.
-Ты – хороший у меня,
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой!
(Нина Пикулева)

***
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!

***
Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
и спросите «Почему?»
Это, дети, сделать надо.
Плохо плакать одному.
(Н.М. Метенова)

Мы – разные

На огромном белом свете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить,
Нужно очень постараться,
Словно братьев, всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
(Е. Михайленко)
----------------------------------------------------------------------------------------------

Опубликовано на сайте в качестве подарка мамам и бабушкам к 8 Марта 2018г.
детским автором, оказавшимся в числе других процитированным в той и другой подборке,

Нина ПИКУЛЕВА





 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы