Главная страница → Эссе → ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ, как это?
Просмотров: 3104 | распечатать | Обновлено: 31.01.2019 - 07:23 |
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ, как это? Сайт для воспитателей детских садов Дошколёнок.ру помогает нам ответить самим себе на этот важный вопрос. http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/3114-pedsovet-na-temu-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». В.Г. Сухомлинский Наверное, не раз приходилось вам слышать такую фразу, как «По доброте душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас счастливее и добрее. Воспитание нравственности начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо», с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад в плохо? Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми. Мы создали картотеку «Вежливые сказки», в которых герои- это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых. В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова. В повседневной жизни группы мы часто используем добрые стихотворения, четверостишья, такие как «Это ты, а это я, Ты хороший у меня, Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой!» * Укладывая ребенка спать, проговариваем потешки и прибаутки, их же мы используем при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру. С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир! Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться! Дошкольное воспитание № 09.2007 --------------------------------------------------- * Стихотв. Нины Пикулевой ----------------------------- ----------------------------------- ---------------------------------------- К этому разговору присоединяется ещё один виртуальный собеседник: http://malmygo.narod.ru/fan.html Моя педагогическая копилка Немного о себе. Малмыго Наталия Петровна Родилась в г. Минске, Республика Беларусь. Образование высшее: Белорусский Гос. Пед. университет, 1998г. Квалификация: преподаватель белорусского языка и литературы. С 2005 года работаю воспитателем детского сада №909 г. Москвы. МОИ ПОМОЩНИКИ СТИХИ Невозможно привести здесь все стихи, которые помогают мне в работе. Но я рекомендую всем воспитателям обратиться и к творчеству Андрея Усачёва, его весёлые стихи заставят улыбнуться и детей и взрослых, и к моей подборке стихотворений разных авторов к самым разным ситуациям, уговорушки и тд. Шкаф Стоит у нас в прихожей шкаф: Висят в нем шубы, куртки, шарф, Лежат в нем шапки и перчатки. И я. Когда играю в прятки. Пылесос Пылесос у нас хороший. Я играю с Пылесошей: Я даю ему в обед Три бумажки от конфет… Ему и крошки нравятся, А булкой он подавится! (Андрей Усачёв) Стихи к разным ситуациям Не могу Жил на свете НЕМОГУ. Он лежал на берегу. Он лежал, и он мешал, Он нырять не разрешал. Ну, а я как побегу! Прыгнул через НЕМОГУ! И нырнул! И – ничего! И не бойтесь вы его! Утренний приказ Кран, откройся! Нос, умойся! Глаз, купайся! Грязь, смывайся! (Эмма Мошковская). *** В горло влез Царап Царапыч и сидит, сидит, сидит. Но могучий Кап-Кап-Капыч на Царапыча сердит. Он пошел к нему из чашки, как из пушки на войне!.. И Царапу стало тяжко, и полегче стало мне! (Эмма Мошковская). Уговорушки Горошинки-непрошенки Го-ро-шинки, Не-про-шенки, Откуда вы взялись? Трамваем или поездом До Насти добрались? Не-е-ет, Портить настроение Никто вас не просил! А может, мы не плакали, А дождик моросил? (Нина Пикулева) Куда пошли колготки? В деревню Потеряево Пошли гулять колготки. Пошли – и потерялись там, Ах, бедные сиротки! Сидят они под кустиком, Не плачут, а – ревут! Хозяюшку, хозяюшку, Хозяюшку зовут! И – вспомнила хозяюшка, Где вечером была! Сходила в Потеряево, Колготочки нашла! (Нина Пикулева) А куда поедем днём, перед сном? Со станции Топтушкино До станции Кровать Скорей добраться нужно нам! И чу-у-уточку поспать! На станции Вставайкино Проснёшься- выйдешь сам! И побежишь в Играйкино, К друзьям и чудесам! Ну, а пока- приехали На станцию…Кровать! На этой сонной станции Так сладко засыпать… (Нина Пикулева) Где ты, дедушка Молчок? Чики-чики, чики-чок, Где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, Помолчим… Слышишь, добрый старичок? Ти-ши-на пришёл Молчок! Не спугни его, смотри, Ни-че-го не говори, тссс… (Нина Пикулева) Послушай, что тебе скажу Послушай, что тебе скажу: Давай не будем плакать! А то - услышит наш сосед, Сосед, которому сто лет,- И нам подарит – ЛАПОТЬ! Куда мы в нём с тобой пойдём? Разок шагнём – и упадём! (Нина Пикулева) Шла весёлая собака (игра) Шла весёлая собака, Чики-брики-гав! А за ней бежали Гуси, головы задрав, А за ними - Поросёнок, Чики-брики-хрю! Чики-брики, повтори-ка! Что я говорю? И - вместе! (Нина Пикулева) *** Тары-бары-тарарёшки! Суп хвалили поварёшки, Разливали по тарелкам, По глубоким и по мелким. Разливали, остужали, Нас обедать приглашали. (Нина Пикулева) Мирилочка -Это – ты, -А это – я. -Ты – хороший у меня, Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой! (Нина Пикулева) *** Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей И мириться нам скорей! *** Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему и спросите «Почему?» Это, дети, сделать надо. Плохо плакать одному. (Н.М. Метенова) Мы – разные На огромном белом свете Очень разные есть дети: Тихие и шумные, Глупые и умные, Есть худые, есть толстушки, Молчуны и хохотушки. Кто-то ростом невелик, Кто-то слабый ученик. У одних - большие ушки, У других – кругом веснушки. Кто-то рыж, а кто-то бел, Кто-то в играх неумел. Ни над кем нельзя смеяться, Никого нельзя дразнить, Нужно очень постараться, Словно братьев, всех любить. И тогда на белом свете Так чудесно будет жить! (Е. Михайленко) ---------------------------------------------------------------------------------------------- Опубликовано на сайте в качестве подарка мамам и бабушкам к 8 Марта 2018г. детским автором, оказавшимся в числе других процитированным в той и другой подборке, Нина ПИКУЛЕВА |