Главная страница → Новости → "ГОВОРЯЩЕЕ СЕРДЦЕ..."
Просмотров: 2531 | распечатать | Обновлено: 14.02.2017 - 13:15 |
|
"ГОВОРЯЩЕЕ СЕРДЦЕ..." Продолжая тему "Писатели о наболевшем" (см. две предыдущие статьи на моём сайте), хочу предложить читателю уже конкретные, зримые образы наших писателей и поэтов. В этом материале раскроются нам сразу два говорящих сердца (воспользуюсь находкой поэта Риммы Дышаленковой, ныне уже ушедшей... но поэты - не умирают!) Публикую её прекрасную статью в "Челябинском рабочем" (тоже нынче ушедшем в историю...) от 15 апреля 1998г. Говорящее сердце Константина Рубинского Прямо сказать, поэт обществу никогда не нужен. И откуда они берутся, эти поэты в обтрепанных одеждах. Вечные сироты с влажными складными свежими словами на устах: Кругом гремят крылами птицы, и бродят тихие паяцы. И мы свои не видим лица, а к детям - низко наклоняться. Однако те, кто привык к неизбежному присутствию поэта, предъявляют ему, как правило, три требования: первое - чтобы поэт выразил большое чувство; второе - если не чувство, то должен высказать очень большую поднебесную или подземную мысль; и третье - если не удаются два первых условия, то поэт обязан поразить меня - эстета - громокипящей метафорой. Хорошо, если этот магический треугольник сверкает в каждом стихотворении. Вот с такими простыми требованиями я и читаю книгу двадцатилетнего челябинского поэта Константина Сергеевича Рубинского. Книга имеет название "Календарные песни". Ну что ж, меня устраивает это название, поскольку я еще помню, что календами древние римляне называли первые дни каждого месяца и старались их отмечать сердечным ликованием во славу природы и жизненных сил. "Сейчас я тоже примусь ликовать", - подумалось мне. И ожидания мои оправдались: Терновый путь к Олимпу дан, А я обут лишь в пыль и пепел. Сильная энергичная мысль при помощи метафоры уложилась в две строчки, со скоростью света обрисовав возможность поэта. Действительно, поэт - вечный нищий, пешеход, одинокий пред-стоятель перед звездами, букашками и Творцом - создан на страницах книги волей совсем молодого автора: Я, Господи, стою на пустыре, как точка в неоплаченном пространстве. Но точка, полная духовной отваги, трагикомического таланта, которые помогали человеку во все времена писать репортажи с земли, адресуясь к Богу и не впадая в ложный пафос или бессильный плач. Маленькими поэмами о судьбе человека можно назвать многие стихи Константина Рубинского. Первое из них "Безобразные котёнки" в разделе "Время детское": Ветер снежной трёт метелкой щеки заспанным прохожим. Безобразные котёнки из подвалов кажут рожи... Оптимисты по наследству: были бы помойки с пищей! Ну куда, скажите, деться - не котенкам - мёрзлым нищим? Цитировать сюжетное стихотворение почти невозможно, надо его читать полностью. Но эстетический образ создан, созданы "Безобразные котёнки" - некий аналог тому, что происходит за пределами сердца поэта, в реальном мире России девяностых годов. И чем точнее выписана метафора, чем вернее движение мысли: тезис-антитезис-синтез, тем более приближается к пророчеству диагноз: "Безобразные котёнки желтый месяц жадно гложут". При такой остроте пера читателя спасает только милосердие поэта, который выбрал для собеседования с нами тему "безобразных котёнков", а не иных каких-нибудь монстров. Милосердие - это тембр, стиль и Божий дар Константина Рубинского, оно принципиально отличает его в литературном потоке сего дня. Любуется ли он младенцем ("Он улыбается, ребенок"), поклоняется ли возлюбленной: "Я ревную твой голос к шипению моря, но ему одному доверяю тебя"; "девчонка, дичка, водопадка...", оплакивает ли материнство ("Колыбельная"), задает ли сложнейшие вопросы: "Может, маленький нищий со зрачками Иисуса ест приличную пищу и не чувствует вкуса...", - его стихи отличаются культурой формы и чувства. Он сторонится разгула стихийных страстей, сторонится и не принимает их разрушительной силы. Потому что наш поэт человек охранительный. Милосердный и охранительный. Тем свободней и счастливей чувствует он себя в лоне культуры. Полны гармонии и радости мастерства его подражания Пушкину, Цветаевой, Бродскому, современной школе московских маньеристов, фольклорным напевам. Поулыбается поэт, поблагодарит сей скудный мир за радость таланта и опять его тянет, как магнит, главный его Собеседник: Теперь все кончено. Мы детство оставим дуракам в наследство. Наш мир и шире, и страшнее, он точит дух, он ранит плоть. Мы загрубели, вырастая. Мы знаем все законы Стаи. Не теми, кем хотели, стали. Кто виноват? - Молчи. Господь. ("Монолог нелегких люмпенов"). Сильные чувства, острые, пронизывающие пространство мысли, драматические метафоры - все присутствует в этой книге. Ее лирический герой дан в развитии, как в хорошем романе: робкий мальчик, дерзкий подросток, прекрасный эллин-юноша в окружении муз, еще не тронутый тлением. А в самом деле, ведь и природа выбрасывает молодую поросль для созидания, обновления мира. Маленькая поэма "С-нова" для меня прозвучала именно как творческий обет человека не только восхищаться или ужасаться, но сотрудничать с Творцом по воссозданию разрушающегося мира, с надеждой на его потенцию к возрождению: Создам вначале сад. Не рай тропичных спален, не каменный приют адамской наготы, а тяжкий сок плодов для птиц, что петь устали, а грузный переплет древес... ...Смотри с верхов. Судья, на дубль сотворенья! Тебя не превзойти, да мне и ни к чему. Я создаю разлив горячего цветенья, а чтобы был нектар, отдам цветам пчелу. "Мне есть о чем писать, мне есть кого спасать", - рефреном повторяет поэт, рисуя картины видимого ему мира: Какой ужасный век, какая кровь на лицах, какой продроглый свет питает небеса! Но отрок мир творит, и с ним ручей струится, и есть о чем журчать, и есть о чем писать. Поэт Константин Рубинский опекаем нашим обществом с детства. Он - наш общий сын. Его имя занесено в золотую книгу "Новые имена планеты ХХ-ХХI века". Вторая его книга "Календарные песни" солидным объемом в восемь печатных листов оформлена молодой художницей Светланой Никонюк. Для нее это дебют в сложном деле создания книги. Дело моей статьи обратить внимание читателей на выход новой книги и на возможность ее участия в нашем общем, всегда молодом деле жизни. Римма ДЫШАЛЕНКОВА, член Союза писателей России. Материал из личного архива Нины ПИКУЛЕВОЙ А это - из Интернета: ------------ ------------------------------------------------------------------------------------- А дальше - всё как в жизни, спустя какое-то время мы расстаёмся навсегда... Информация газеты "Магнитогорский металл" совсем свежая... она хранится в Интернете: http://magmetall.ru/contribution/20452.htm 12.07.2016 Не стало Риммы Дышаленковой Только на днях в редакции намечали план подготовки годовщины памяти "металльского" поэта Александра Павлова - осенью исполнится пять лет, как его не стало. Было намерение обратиться к Римме Дышаленковой: равновеликие таланты, они дружили, поддерживали друг друга в творчестве и жизни, в один день - 11 января - праздновали именины. В обиходе она часто вспоминала Александра Борисовича - несомненно, и в этот раз нашла бы в памяти ещё не рассказанные эпизоды, не утраченные временем черты. Римма Андрияновна всегда щедро делилась воспоминаниями о товарищах по цеху, составивших литературную славу Магнитки и Отечества, - Борисе Ручьёве, Николае Рубцове, Нине Кондратковской. Понимала, как важна изустная связь времён. Теперь и она в строю ушедших поэтов - недосказавших, недопевших: в субботу её не стало на семьдесят пятом году жизни. Прервалась ещё одна нить, связующая Магнитку с литературной традицией послевоенного поколения мастеров слова. Вспоминается её последний день рождения, отпразднованный литературными чтениями на встрече объединения "Магнит". Организаторы-библиотекари, видя, как она ослабела в последнее время, предлагали помощь в договорённости о серьёзном курсе лечения. "Спасибо, девочки. Только неудобно как-то людей беспокоить", - смущалась Римма Андрияновна. И почти поимённо поблагодарила каждого участника чтений - за творчество, помощь в подготовке встречи, доброе слово о коллегах. Она и сама не жалела добрых слов в быту и литературе. Осиротев в военные годы, Римма Дышаленкова в детстве находила утешение в книгах. Трудилась на производстве и писала стихи, учась у прославленных Нины Кондратковской, Владилена Машковцева, Станислава Мелешина. Направление на учёбу в Литературный институт имени А. М. Горького получила от Бориса Ручьёва. Занималась тележурналистикой, помогала коллегам "печататься" в книгах и периодике. В её творческой копилке - стихи, иные из которых легли в основу музыкальных произведений, поэмы, циклы рассказов и очерков. Большая часть произведений посвящена Магнитке, Уралу - его людям, природе, философии жизни. В последние годы в её творчестве было много детских образов: через любовь к ребёнку проявляется любовь к сущему. Член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, Римма Андрияновна так и не приобрела "звёздность": была внимательна к людям, остро чувствовала атмосферу жизни, подмечала её детали, общалась попросту, сыпала образами, оставалась склонна к самоиронии. В "Магнитогорском металле" Римма Андрияновна всегда была своей, и скорбим мы о ней, как о близком человеке. И пока ещё не получается говорить о ней в прошедшем времени. Прах родные перевезут в Подмосковье. А душа Риммы Андрияновны теперь там, где навечно поселяются поэты после ухода из земной жизни. (газета "Магнитогорский металл") --------------------------- Похожие новости:
|
|