Главная страница → Эссе → СЛОВО - это мостик нашего ОБЩЕНИЯ
Просмотров: 1770 | распечатать | |
СЛОВО - это мостик нашего ОБЩЕНИЯ Вот и пришло время познакомить моих читателей с большим интервью, которое состоялось этим летом. Ко мне обратился "Лабиринт", широко известный в народе, с просьбой ответить на несколько вопросов, интересных для многих родителей и читателей, а повод - несколько радостных ИТОГОВ и новостей книжного мира. Лабиринт: Как трудно бывает найти хорошую книгу для малыша, чтобы и текст был звонкий, нежный и веселый, и формат удобный, и оформление привлекательное! В издательстве «Книжный дом Анастасии Орловой» выходит целая серия, посвященная материнской поэзии — стихи, пестушки, потешки для самых маленьких от лучших современных детских авторов и художников. Эти книжки прочные, небольшие, со скругленными краями, что делает их безопасными для ребенка. Одним из авторов издательства стала известный детский писатель Нина Васильевна Пикулева. Ее книга «Комарики» вошла в каталог «100 лучших новых детских книг—2020». Мы решили побеседовать с ней о книге, о материнской поэзии и об играх с малышами. Подробнее: https://www.labirint.ru/child-now/nina-pikuleva/ Нина ПИКУЛЕВА, автор Детский поэт, член Союза писателей. Родилась в 1952 году. Живет и работает в Челябинске. Является автором идеи создания в Челябинске двух первых Школ поэтической педагогики для родителей и грудных детей, школы успешно работают с 1995 года при детских поликлиниках, библиотеках, детских садах Южного Урала. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Первая публикация стихов Нины Пикулевой произошла 1 декабря 1973 года, в «Политехнических кадрах» — газете Челябинского политехнического института, где училась тогда Нина Васильевна. По окончании ВУЗа Нина Пикулева получила диплом инженера, и была направлена в Отдел главного конструктора по дизелям на Челябинский тракторный завод. Сразу после окончания школы (в 1969 г.) Нина Пикулева пришла в литературное объединение ЧТЗ со своими первыми стихами (о любви), где встретила своего будущего наставника Ефима Григорьевича Ховива, разглядевшего в ней детского автора. В 1984 году была опубликована ее первая стихотворная подборка для детей в Южно-уральском альманахе «Каменный пояс», а в 1985 большой цикл стихов для самых маленьких в «толстом» ленинградском журнале «Нева» (раздел «Нева — детям»). В 1988 году в столичном издательстве «Малыш» вышла первая книжка молодого уральского поэта для дошколят «В гостях у бабушки». И открыла дорогу для последующих, адресованных детям самого разного возраста — от новорожденных до учеников средних классов. К настоящему времени в издательствах страны вышло более 200 книг Нины Пикулевой, не считая коллективных сборников, учебников и хрестоматий. Многие ее книги регулярно переиздаются, их общий тираж более 4-х миллионов экземпляров. По данным Российской книжной палаты книги уральского поэта неоднократно становились лидерами продаж. Подробнее:https://www.labirint.ru/child-now/nina-pikuleva/ * * * Лабиринт Расскажите, пожалуйста, почему вам ближе всего именно поэзия для самых маленьких? Что именно привлекает вас в этом направлении, какие дает преимущества и возможности? Нина Пикулева Когда в ракушку попадает песчинка, она вырастает в жемчужинку. Когда кроха с рождения слышит напевное, ласковое слово, оно сливается с его естеством. Все новорожденные ранимы и беспомощны, они нуждаются в любви, опеке и внимании, и слово — это мостик нашего общения с ним, оно не может быть грубым, дерзким, громким. Очень жаль, что родители не всегда готовы ему петь, ворковать, говорить комплименты. У них не было такого опыта, они не думали об этом, нося под сердцем малыша. И если мама росла в «нескладной» семье, ей этого опыта никто не передал. И рождение первенца «застало всех врасплох». Но если мне это чутье дано свыше, а я именно так ощущаю свое призвание, могу ли я не поделиться с молодыми родителями, зная, что слово, обращенное к грудному ребенку, формирует его внутренний мир? Слово не просто закладывает первые кирпичики к пониманию родного языка, оно несет ему радость, учит самым первым навыкам — реагировать на наши эмоции, играть, а после — говорить. Оно становится той самой песчинкой в ракушке, которая должна превратиться в жемчужинку. И дарить молодым такую песчинку мне в радость. Лабиринт Вашей первой книга была «В гостях у бабушки». Что вы почувствовали, когда книга вышла? Что вы чувствуете сейчас, когда выходят все новые и новые книги? Нина Пикулева Первая книжка готовилась в Москве три года. Первым редактором моим стала Ольга Альбертовна Муравьева, это имя известно всем корифеям книжного мира. В те годы она вместе со мной шлифовала некоторые потешки-прибаутки, не прикасаясь к ним. Одна из прибауток была мной переписана 14 раз, пока я не слышала от редактора: «Все! Теперь она сама будет спрыгивать со страницы!» Могу ее привести: Просевалочка Сито бито-бито-бито Под бока-бока-бока! Проходи-ка через сито, Просевайся, мука! Ты пеки, пеки, пеки Из просеянной муки Блин-чики, пи-рож-ки И ола-душ-ки! Что я чувствовала, когда вышла эта первая книжка? Радость, которая мгновенно разливается по всему, что есть в тебе и вокруг тебя! Но жаль, что увидела я ее не сразу. А вот свою первую челябинскую книжку я увидела в тот же день, когда она вышла из типографии! Я примчалась в издательство, внесла свое громко стучавшее сердце в кабинет главного редактора и увидела на его столе приготовленную для меня стопочку из десяти авторских экземпляров моего «Играй-городка»! Стопка эта была небесно-голубого цвета, и я не сразу осмелилась прикоснуться к ней, а редактор улыбался, и я понимала-чувствовала, что он в такой добродушной, сдержанной манере разделяет мою радость. И мне было так приятно. А дома, когда вся семья уже угомонилась на ночь, я долго не могла заснуть: веки закрыты, а под ними глаза — распахнуты во всю ширь! За окном — темнота, а в глазах моих — солнце! Я все еще радуюсь выходу каждой книжки. Или почетному участию в хрестоматии или сборнике, где под одной обложкой — классики от Пушкина и Фета, Маршака, Михалкова, Барто и Чуковского до моих коллег-современников высокого уровня. Вот этот урожай книжек 2018-2019 гг для 2-3х летних деток - счастье работы с издательством ЭКСМО и АСТ (редакция "Малыш", зав. редакцией Наталья Шутюк) - и пусть каждая из них порадует малыша!!! Лабиринт Как вы считаете, что самое важное в материнской поэзии? На какие стихи малыши откликаются сильнее? Есть ли определенные параметры успеха, которые можно как-то обозначить? Нина Пикулева Материнская поэзия — она, как распашонка, льнет к телу малыша. Она сопровождает все его (и с ним) действия. Она создает настроение. Можно, конечно, молча его умывать, одевать, собираться гулять. А в это время — «съехать» в свои взрослые проблемы и думать о своих делах… «Но боже мой, какая скука…» — да! — для него, жаждущего нашего внимания. Для него, интересующегося всем, что вокруг! И мы должны принять это, как данность — и только с улыбкой, хитринкой, задоринкой — читать (конечно, наизусть!) или петь подходящие к моменту прибаутки, песенки. А он, их слушая, поверьте, без проблем дает себя умыть, одеть, запеленать… Нельзя-нельзя-нельзя молчать с ним, но и меру нужно тоже чувствовать. Несколько моих книг для младенцев, детки растут с ними лет до 3-4-х. Урожай многих лет моей работы с разными издательствами в теме "материнская поэзия". Как автор, я стараюсь избегать примитива, он не приживётся, не станет изюминкой, про которую мамочка подумает: надо же, как просто, а я сама не догадалась до этого! Но далеко не каждая такая вещь рождается сразу. Есть, к примеру, песенка, которую можно петь в синхроне с громко плачущим малышом, она нужна была мне самой еще 40 лет назад, но родилась не так давно. Зато внучатам пригождается. В ней хитрость — такая: мама, слушая надрывный плач капризничающего перед сном малыша, начинает петь сама (чтобы не сорваться от усталости и не закричать на него с невозмутимым выражением лица: Я знаю шумелки, Я знаю кричалки! На папу ворчалки, На маму ворчалки Скорее, скорее На ручки берите И что-нибудь добренькое Говорите! В этой песенке — только шутка и ни капли злости или раздражения, она для мамы — спасение. Если бы я могла ее спеть сейчас, чтобы вы услышали мотив, я бы с радостью сделала это. Когда я вела занятия с мамочками грудных детей при поликлинике, а дети в это время либо спали, либо полулежали у них на коленках, бодрствуя и слушая мой голос или участвовали в новых для них играх. Но если вдруг один из них внезапно начинал плакать, мы вместе с мамочками, хором, начинали петь именно эту песенку. Эффект для мамочек был неожиданным: малыш затихал, прислушиваясь «к чуду» — что это он слышит? Что такое? Я понимаю это так: когда мама поет, у малыша разливается по душе благость… Лабиринт Расскажите об играх с малышом — что вы рекомендуете, а что нет? Есть ли в играх какие-то определенные правила или хитрости? Нина Пикулева Мне очень близка мудрая «народная педагогика». Она выверена веками. И я стараюсь не потерять ни одной жемчужинки народной в общении с младенцем. И что-нибудь свое добавить в эту копилочку. Хорошо, если и молодые помнят и любят «Идет коза рогатая…», «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки-ладушки…» В народе приживается только то, что приносит многогранную пользу. Эти игры — то, что надо! Я же постаралась добавить к ним свои «Шла купаться черепаха», «Комарики», «Как живешь? Вот так!», «Ехали мы, ехали!», «Скачем на лошадке» и другие. Одну из них приведу: Шла купаться Черепаха И кусала всех со страха: Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь!!! Играть с младенцем можно так: он лежит в кроватке, вы «готовите» его к игре — улыбкой, прежде всего (прелюдия всегда должна быть). Потом знакомите со своей «черепахой» — это всего-навсего два пальца ваших (указательный и средний). Они сейчас пойдут по тельцу малыша, пока вы приговариваете первые слова, а после — «покусываете»-пощипываете его (не щекоча). Малыш сначала может не понять игры, но при повторах разберется. Чем больше игр у мамы-папы в арсенале, тем интересней малышу живется. А играть можно и с глазками, и с ручками-ножками, и с носиком… К примеру (тоже моя игра): Выходной Утречком проснемся, «Клювики» поточим! Над вчерашней шуткой Снова похохочем! Никуда не надо, Нипочем не встанем! Из окна прохлада, Время сладко тянем… Утро не торопит, Ласково ступает. Детство радость копит, Счастье — помогает! Тут «клювики» это — носики. Игра-прикосновение с поглаживанием всего тельца лежащего в кроватке малыша, сама нежность и любовь стекает с кончиков ваших пальцев, когда вы читаете-приговариваете эти слова, тон ваш ласков, слова напевны… минуты счастья. Лабиринт Какое ваше любимое малышовое стихотворение и как в него можно поиграть с ребенком (если возможно, расскажите на примере)? Нина Пикулева Все малышовые стихи - игровые. Если выбирать из своих, мне нравится играть в «Ехали мы, ехали!» — тут малыши в конце хохочут-заливаются! Расскажу о премьере этой игры для младшего внучонка. Старшему было 4 года, он знал игру, а младшему — еще даже не исполнился годик. Мы все втроем сидели: кто на полу, а кто и на коленках у бабушки. Мой старший внук слова уже знал, и мы начали петь с ним вместе: Ехали мы, ехали, Ехали, играючи! Ехали мы, ехали, Ножками болтаючи! То на горку, то с горы На веселой ножке! Чтоб не ели комары, Хлопали в ладошки! На первых строчках младшенький (я держала его на своих коленях, спиной к себе) подпрыгивал в ритме песенки (и «заводился» сам на игру), потом дело пошло ещё веселей — с «выбрасыванием» в «космос» ножек (о! что я умею! — думалось ему, примерно), а после и вовсе он неожиданно взлетел на «горку» (мое плечо), сложившись мягко пополам, обслюнявил все свои коленки (с открытым ротиком на горку прилетел!), спустился разом и — опять взлетел! И с тем же эффектом «смазки» коленок! Ну, а в финале — спустившись с высоты, еще всех комаров перехлопал своими ладошками! То-то смеху было! Мы все «размазались»-раскатились от хохота! Эффектная премьера)))! (Предупреждалочка: уж если мы «забрасываем» малыша в игре «на горку», держать его нужно надежно! А играть — пока игра доставляет удовольствие, но не переусердствовать, дети легко перевозбуждаются.) Лабиринт В 2019 году в молодом издательстве Анастасии Орловой у вас вышла новая книга «Комарики». Расскажите немного о ней, о ее создании и о работе с Анастасией и художником. Нина Пикулева Я уже знала о том, что в Ярославле появилась «детская душа» — автор Настя Орлова. О ней мне сказал директор издательства «Академия развития», с которым мы выпустили мои самые объемные, итоговые книжки. Он в телефонном разговоре задал мне вопрос: «Вы уже знакомы с Настей?» Я призналась: «Пока нет». Но вскоре Настя позвонила мне (2018 г.): «Мы хотели бы издать Вашу книжку в серии «Читатель родился!», вы не возражаете?» Ну кто же будет возражать))) после такого предложения «руки и сердца»? Удивительно было, что Настя сама (!) сложила мою книжку, дала ей название, а мне прислала — на согласование. )))) Ей, конечно же, было видней, как автору задумки, ЧТО именно могло вписаться как можно точней в эту серию. И я рада, что после серия выросла уже до 9-ти книжек, и ее выход был замечен в книжном мире! Чего стоит обзор известного поэта Михаила Яснова под заголовком «"Комарики" и еще 9 поэтических книг — в десятку!» А после — выход каталога «100 лучших новых детских книг—2020», куда вошло четыре из этих девяти! На фото: главный редактор издательства "Книжный Дом Анастасии Орловой" - Анастасия Орлова с первыми книжками серии "Читатель родился!" С художником книги «Комарики» Юлией Куршевой я не знакома и увидела «ее руку» сразу на обложке, когда мне ее прислали на согласование. Мне понравился её подход к оформлению — простота и нежность. А еще — то, что в этой книжке соблюдены классические стандарты: каждая страничка — на белом фоне, а значит и стихи легко считываются, и рисункам это добавляет нежности и ясности. Когда ты живешь не в столице, где выходит книжка, тебе не всегда удается поучаствовать в процессе ее создания. Но мне почти всегда везло: в моих 199 книжках из 200 были либо хорошие, либо прекрасные рисунки самых разных художников. И только одна исказила мой замысел до неузнаваемости, не буду приводить ее названия, но я мечтаю о переиздании ее. Возможно, в «Книжном доме Анастасии Орловой». Если содержание заинтересует главного редактора. Это очень важно, нельзя хорошо сделать то, к чему не прикипела душа. А Насте Орловой, талантливому автору и редактору — большое сердечное спасибо! Лабиринт Как обычно проходят (если проходят) презентации книг для самых маленьких малышей? Какие ключевые моменты делают презентацию успешной? Нина Пикулева Такие презентации я провожу в аудитории молодых родителей и бабушек-дедушек. Общение с малышами — дело живое, поэтому и представление книжек идет с напеванием и пританцовыванием, здесь оно уместно и естественно, а потому и воспринимается, как надо. И все довольны: и зал, и автор. А уж приемов и примеров для наглядности напридумывалось за эти годы сколько! И прозрачная коробочка, в том числе — со мной, чтобы наглядно было видно, что в ней — скрученными рулончиками — лежат разноцветные листочки, на которых потешки, прибаутки, песенки, приговорочки, уговорушки, засыпалочки, колыбельные, просыпалочки… Вот сколько всего мамочка знать должна наизусть, когда растит годовасика — чтобы за 1 день рассказать ему или спеть-сыграть могла вот по столько! Это в дальнейшем — на книжки надежда, а на старте — копите, мол, вот такое словесное приданое. А размер коробочки моей — 12×12 см. И видно каждому, с любого ряда. И представить объем «запасов» легко! Лабиринт Существуют ли какие-то темы в малышовой поэзии, которые еще не до конца раскрыты? И какие самые востребованные темы малышовой поэзии? Нина Пикулева В народной педагогике жанры для младенцев: потешки, прибаутки, игры, колыбельные. Я постаралась дополнить их «поджанрами». К примеру: перевозбужденный ребенок сразу не уснет, его нужно успокоить. И я ввела такое понятие-намек: «тропинка ко сну». Или — если ребенок плачет — я предлагаю знать несколько «уговóрушек» (этого слова не найдете в словаре, но оно прижилось, сойдя со страниц моих книжек; а в Интернете его приняли за старинное и начинают разговор с предисловия «в старину наши бабушки много уговорушек знали…) Ввела я в «жизнь» и «просыпалочки», и «засыпалочки», и «будилочки». И тоже прижились, ушли в народ. Можете проверить, войдя в Интернет. Получается, ответить на ваш вопрос я могу тем, что сама раздвигаю темы обозначением граней общения с малышами. Почему-то считается, что самыми востребованными темами для малышей должны быть книжки про животных. Современные дети и лес-то только на картинках видят, а его обитателей по мультикам представляют. Я думаю, что от этого давно пора отойти. И вспомнить о нем самом. На встречах с ребятишками моя подружка — добрая Бабка Ежка с шутками-частушками напоминает детям о культуре русского народа, в том числе спрашивает: как отвечали русские люди на поклон от чистого сердца до земли нашей русской? Я покажу несколько фрагментов одной нашей встречи с ребятишками в библиотеке - посмотрите на их лица, сколько интереса и радости в них! А как неожиданно вписывается в нашу встречу (для них) моя добрая Бабка Ёжка! Представляете, дети (даже в третьем классе!) порой не могут найти ответа на вопрос, как отвечали русские люди на поклон? От чистого сердца и до земли? Так они еще иногда не могут "найти", ГДЕ у них сердце?! И смех, и грех))) Стоит ли обходить стороной эту тему: «РЕБЕНОК»? ( Говорю об этой теме в литературе: о внутреннем мире ребёнка, его чувствах, поступках, эмоциональном здоровье,). Эта тема всегда актуальна, малыши хотят знать о себе. А ведь я, как автор, не раз сталкивалась… с проблемой издателей! Они говорят: у нас нет художников, умеющих рисовать ДЕТЕЙ! Напишите лучше про животных — медведей, лис, волков или зайчиков.))) И такой литературы на прилавках - горы!!! Лабиринт Почему в малышовых стихах часто используются повторы. Для чего они нужны и нужны ли современным детям? Нина Пикулева Повторы совершенно необходимы. Они помогают сосредоточиться на их смысловом содержании, звуковом, помогают развитию речи, обтачивая повторением всю фразу, отдельное слово. Они несут умиротворение, гармонию, лад. Вспомним, как отрывисто говорят военные. Там нужна четкость. И как напевно звучат русские песни, песни-раздумья. А малыш только учится отделять в нашей речи слово от слова, куда ему спешить? И когда мама повторяет фразу, он раз от раза понимает её все лучше и лучше. Жаль, что в современном мире все спешат. И плавность речи почти ушла из жизни. И говорят друг с другом кратко, примитивно. И сорняков полно: клево! классно! вау! И малыши копируют такую речь. Что мы вкладываем в них, то получаем. Есть хорошее слово: «старайтесь»! В одной школе учитель начальных классов написала его около доски на плакатике крупными буквами. И правильно сделала. Пусть оно войдет в сознание детей: не делайте ничего вполсилы, спустя рукава. Старайтесь! Да, это трудно даётся, но стоит того, чтобы увидеть добрые всходы! Подробнее:https://www.labirint.ru/child-now/nina-pikuleva/ |