Главная страница → Эссе → ЭТО мы НЕ ПРОХОДИЛИ
Просмотров: 3526 | распечатать | Обновлено: 16.02.2016 - 12:19 |
ЭТО мы НЕ ПРОХОДИЛИ Предисловие из 2016г: моей мечте об ИНСТИТУТЕ РОДИТЕЛЕЙ вот уже 40 лет. Я много говорила об этом вслух, с трибуны конференции и на родительском собрании, в ВУЗах перед студентами и в детских садах. Мы вышагнули из СССР в РФ, но стало ещё хуже, ещё острей заметно, что Институт Родителей НЕОБХОДИМ. Я публикую свои размышления на эту тему. Нина ПИКУЛЕВА Став мамой, я вдруг сразу поняла: а ведь нас никто, нигде и никогда не учил и не учит быть… родителями! В школе - начальные знания, в ВУЗах - азы профессии, а с семьёй далеко не каждому повезло… И получается… на самотёк пущено самое трудное, самое ответственное и важное, главное дело жизни каждого из нас: воспитание человека… личности. Сколько непоправимых ошибок совершаем мы, молодые родители, воспитывая своих детей вслепую, не имея элементарного представления ни о психологии каждого возраста, ни об «устройстве» нашего организма, ни о том, как не навредить ему… К чему приведёт незнание элементарных правил в общении с ребёнком - красоте или уродству его души? И раскроется ли душа ребенка в семье, где до него нет дела собственным родителям? Как научиться самому и научить его чувствовать свет души другого человека? Как не впустить агрессию в его характер? Боже мой, сколько вопросов! Я посвятила этим вопросам, а точнее - ответам хотя бы на часть из них, бόльшую часть своей жизни, посвятила книги и встречи, беседы и семинары. И в основу бесед с молодыми и будущими родителями, в основу своего творчества легли главные принципы народной педагогики. Эти принципы - суть и соль народного опыта, они прошли испытание временем и несут в себе главное - здравый смысл. Надеюсь, что это выльется когда-нибудь в решение государства, заинтересованного в здоровом поколении, в создание Института родителей, а пока… несу на своих плечах по доброй воле ответственность, как и многие прирождённые воспитатели и учителя. Человек с этим родится, хотя и не каждому удаётся в себе "обнаружить" своё истинное предназначение - так складываются обстоятельства. Считаю, что мне повезло себя найти. И как бы ни было трудно, я благодарна за это. Итак, я говорю о том, что чувствую всем сердцем и в течение многих-многих лет обращаю внимание старшеклассников и студентов на эту сторону жизни, выхожу к ним на творческие встречи с темой: «Это мы не проходили» Эпиграфом в нашем камерном разговоре-семинаре служат мои стихи: В накрахмаленной сорочке Перед вечностью стою, Хоть совсем уж не для дочки Колыбельные пою И в потешки пеленаю, Сердцем грея, малыша У него, я это знаю, Будет русская душа! 1. ПОЧЕМУ ТАК? Если вы купили автомобиль, то кто же этого не знает, из магазина вам на нём не выехать… Неважно, что в автомобиле все четыре колеса на месте – существуют правила! Машина без номера, вы без водительских прав, и вы не в сказке, где многие моменты опускаются… В реальной жизни всё нужно прочувствовать и ощутить на собственной «шкуре» - подготовиться к новому шагу в жизни, сдать экзамены, пройти медкомиссию и т.д., чтобы получить, наконец, права на вождение… Но почему же за воспитание собственного ребёнка берётся любой, кто способен его родить? Любой, не имеющий ни элементарных знаний и навыков, не чувствующий ответственности за него… Да, верно, что у каждого из нас есть право на создание семьи, но каждый ли сумеет справиться без подготовки с таким серьёзным делом? А между прочим, об элементарных знаниях и навыках задумываются в 99 случаях из ста молодые пары лишь в тот момент, когда младенец оказывается на руках… Вот тут и происходит «озарение» : А как его воспитывать? С чего начинать? Я понимаю, история нашей страны со всеми многотрудными экспериментами и войнами никак не способствовала решению этого мирного и очень важного вопроса, но почему он всё ещё, в начале ХХ1 века, не в поле зрения специалистов? Разве мысль о необходимости создания Института Родителей не очевидна? Разве аргументы не на каждом шагу? Или у нас исчезли мудрые, авторитетные и здравомыслящие люди? Давайте вместе прочтём начало статьи в газете «Дошкольное образование» за март 2002г. : «Даже многие опытные педагоги не знают, как проводить развивающие занятия с детьми, еще не умеющими ходить… Возраст ДО ОДНОГО ГОДА – один из самых трудных для взрослых. Но очень часто последующие трудности у детей связаны с упущенными в этом возрасте возможностями развития…» И это говорят специалисты, имеющие педагогическое образование. А что происходит в наших семьях? И почему так много ныне аутичных детей? Почему дети всё чаще говорят на «птичьем» языке? Почему не умеют отгадывать самых простых загадок? Почему они агрессивны? Почему не умеют думать? И ещё тысяча почему, почему, почему… * * * 2. КУЛЬТУРА СЕМЬИ Чисто не там, где убирают, как говорится в пословице, а там, где не сорят. Но ведь чтоб не сорили, нужно, чтобы родители привили ребёнку культуру поведения, а это гораздо сложней, чем заплатить дворнику за то, чтобы он убирал с газонов фантики и окурки… Вот так и живём среди жутких заметок на стенах и неистребимого мусора, куда ни глянь…И думается об утраченном природном даре каждого человека – совести, которая поддерживается только его внутренней культурой. И разве не жаль, что о ней, о культуре, так мало у нас говорят… Да, она многогранна, она – везде и во всём: в том, как мы думаем, как мы одеты, как мы ведём себя дома и в обществе, как говорим, как работаем, отдыхаем… И всё это закладывается в нас с детства, а значит – в семье. Цепочка, которую так просто проследить! Бесчисленное множество примеров скопилось в памяти моей за эти годы, примеров жутких, виденных своими глазами. Какой там помнить о душе ребёнка! Родители об этом и не думают! О личности не может быть и речи – ребёнка загоняют в угол, как зверька. Его наказывают, выставляя на час на балкон зимой в домашней одежде и тапочках… Ему дают хлебнуть «пивка» в жару, когда он только что проснулся в своей коляске с крытым верхом… Его обволакивают табачным смрадом и обкладывают матерщиной…Вот она, культура наша, оберег души наивной, чистой! Нет, не забыла я о главной теме разговора – Институте Родителей. И не свернула с темы. Затронула больную. Которой бы, возможно, не было, когда бы Институт Родителей настроил на другое, на главное предназначенье человека… Помог бы посмотреть на себя другими глазами, со стороны и увидеть себя в другом, лучшем свете, и настроить на то, что не готов стать родителем – не спеши им стать! Подумай и реши для себя, что можешь ты, сегодняшний, дать своему ребёнку? Чему научить? Не раз во время наших встреч со старшеклассниками с их лиц сходила липа высокомерного превосходства перед нашим поколением… Совсем другими становились их глаза, их лица, они задумывались и теперь уже прислушивались к опыту… И становились благодарными за откровенный, честный и серьёзный разговор … * * * 3. ПУСТЬ ОГОНЬ УПАДЁТ С НЕБА «… Не следует обольщаться тем, что вот вы поняли что-то важное С тех самых пор, как я задумалась о том, что нас нигде, никто и никогда не учил и не учит быть родителями, прошло ровно тридцать лет и три года, как в сказке. Что изменилось за это время? Могу признаться честно: я постоянно, неустанно шла в этом направлении. И кое-что мне сделать удалось. Вот главное: с моей идеи и подачи началось созданье школ для грудничков и их родителей у нас в Челябинске. Ещё в 1995г. открылась первая, в 1996г. вторая школа грудничков, теперь их – много-много-много! И в городе, и в области. Но я то знаю, это – первая ступенька Института Родителей. И мы сейчас на эту ступеньку встали уверенно и прочно, она вписалась в жизнь. И мамочки довольны – они уносят из этих школ и знания, и опыт, и культуру. Культуру материнства, культуру отцовства, культуру семьи. Дело это негромкое, но оно – есть! И всё это время, где бы я ни была, когда это было к месту, я говорила о своей мечте государственного масштаба – создании Института Родителей. Не буду называть организаций, я к ним специально не ходила…Но сеяла идею, как зерно. А ведь зерно, упавшее на землю, должно «привыкнуть» и «почувствовать», что земля сырая, тёплая, родная! А колосок – впереди… Так что же такое Институт Родителей ? Нет, это не мечта романтика, поэта. Это – школа жизни. Реальной, а не абстрактной жизни, в которой нам пригодятся не формулы и графики, а окно в свой завтрашний день с его вопросами и проблемами и умение эти вопросы решить достойно, с уважением к себе и людям. Эта школа жизни могла бы вписаться в систему обучения если не в общеобразовательной школе, то в колледже и ВУЗе. Её программа должна быть разработана специалистами высочайшего класса, умудрёнными достойным жизненным опытом (не теоретиками от науки). Специалистами из самых разных сфер жизни – от медиков до фольклористов. И такими же людьми, не обязательно с научными степенями, - преподаватели, которых уважали бы старшеклассники и студенты. Вот здесь я слышу гул сомнений-возражений… И всё же есть у нас такие кадры, есть! Страна – большая и самая главная драгоценность в ней – люди добрые!
Приложение: письмо депутатам от имени городского совета женщин, датированное 25 октября 2006г.Уважаемые депутаты! От имени городского совета женщин при главе города Челябинска к вам обращается заслуженный деятель культуры, член Союза писателей России Нина Васильевна Пикулева. Мы просим учесть наше мнение при рассмотрении вопроса о программе «Челябинск – город семейного благополучия». Вот наша точка зрения. В истории России не было легких времен, мы все об этом знаем. Вполне понятно, почему такому важному вопросу, как семейная политика практически не уделялось должного внимания. Народ резонно замечает: что посеешь, то пожнешь. Любой из нас мог без труда заметить, что нас никто, нигде и никогда не учил строить семейных отношений, не учил быть родителями, а разве это просто? И скольких ошибок мы могли бы избежать, если бы нас готовили к семейной жизни институты семьи… Мы получаем в школе – начальные знания, в ВУЗе – профессиональные, а где мы учимся житейской мудрости? На собственных ошибках, которые бывают и непоправимыми? Где постигаем психологию семейных отношений? Да в собственной семье, и хорошо, если она – благополучная. Но ведь статистика приводит нам такие цифры, от которых голова болит: разводы, суицид, отказные дети, поток нерегистрированных браков, проституция и наркомания. А где нормальная семья, в которой главный принцип – чистота души, психологический уют, здоровье, красота? И кто заботится о том, чтобы таких семей в стране было больше? Как положить конец духовному развращению наших детей и навести порядок в их легкоранимых душах? Как подвести к тому, чтоб не с иронией, а от чистого сердца вспоминались строчки песни «За детство счастливое наше Спасибо, родная страна!...» Вот уже тридцать лет я по праву детского писателя на любом уровне говорю о необходимости создания и в городе, и в стране Института Семьи, Института Родителей и, пока они не созданы, пытаюсь сама решить некоторые жизненно важные проблемы семейного воспитания. Так, в Челябинске, начиная с 1995 г, открываются и успешно работают «Школы для грудничков» (младенцев до года и их родителей), опыт уже вышел за рамки города . С большой любовью и ответственностью провожу семинары для старшеклассников и студентов «Школа будущих родителей» - но ведь проходят они там, куда приглашают педагоги, владеющие этой информацией. И так далее. В состав городского совета женщин входят не менее активные и инициативные женщины, среди них президент клуба молодой семьи «Погода в доме» завода ЧТЗ, президент НП «Союз женщин-предпринимателей Челябинской области «Союз успеха» и другие, девиз которых действовать! И они действуют, если даже не получают ощутимой поддержки. Мы готовы включиться в работу этой программы – и результаты, мы знаем, не заставят себя долго ждать. Такая программа городу – необходима! Закончить обращение хочется стихотворными строчками, созвучными нашему настроению: …Вернуть в Россию счастье – Н.В.Пикулева, представитель городского совета женщин при главе города Ч. ------------------- письмо моё так и осталось без внимания))) Но Институт родителей - и это всё ярче и горше проступает с каждым годом - нам просто НЕОБХОДИМ!!! А вы как считаете? Нина Пикулева, детский поэт, член Союза писателей России, автор множества книжек для детей и родителей, автор идеи создания в родном городе Первой в России Школы поэтической педагогики - для грудных детей, Заслуженный работник Культуры РФ |