Новости » Год культуры в России


26 января 2014 от Nina
Опубликовано 23.01.2014 автором Bsv на сайте "Эколайф74" (www.ecolife74.ru)

В России нынешний год объявлен годом культуры. Об этом стоит, по крайней, мере знать. Хорошо это или плохо? Конечно же, да – хорошо, потому что даже при формальном отношении к данному факту культурных событий будет хоть чуточку больше, чем могло бы быть без такого объявления.

Хоть мы и слышим часто: Челябинск – крупный промышленный, административный и культурный центр… Все же хорошо понимаем – промышленный, конечно. Административный – да. Культурный – хотелось бы. Да, земля уральская рождала и рождает замечательные таланты, хотя бы премия «Светлое прошлое» с ее лауреатами тому подтверждение. Но она же заставляет многих придти к простому выводу. Родиться можно на Урале, но по-настоящему знаменитым и успешным в искусстве, например, ты можешь стать только в Москве. Поэтому-то и хочется, чтобы к талантливым людям, живущим и работающим в Челябинске, сами земляки относились бы более бережно и уважительно. Очень скромно – в камерном зале выставочного зала Союза художников открылась на днях выставка работ Александра Разбойникова. Уникального автора коллекций бабочек мира и древних цивилизаций. С такой коллекцией, уверен, можно объехать многие страны и континенты и удивлять, и радовать своим творчеством людей разных национальностей. Сколько челябинцев посетят эту выставку?

В соседнем зале Музея искусств на главной площади города открылась выставка одной картины. Картины Рубенса, что на время превращает наш провинциальный город в место, причастное к мировой культуре. Стоит этим воспользоваться – не надо ехать в другую страну или идти в Эрмитаж, вот оно это место, совсем рядом будет в течение одного месяца. Хотелось бы, чтобы этим воспользовались челябинцы и южноуральцы.

О картине Рубенса в Челябинске стоит сказать особо – хотя бы несколько слов.

Выставка одной картины называется «Возвращение шедевра. Питер Пауль Рубенс «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Картина прибыла из Ирбита, из собрания государственного музея. 100-килограммовая художественная драгоценность была транспортирована в специально созданном для нее деревянном ящике (весом около 200 кг.). Картина приехала в сопровождении своего «открывателя» — генерального директора Ирбитского ГМИИ Валерия Андреевича Карпова – именно он увидел в «копии» оригинал, «открыл» сенсационную картину как произведение самого Рубенса.

Как любовь – не вздохи на скамейке. Так и культура – не только события праздничные, происходящие в стенах и залах музеев и театров. Культура в том, как мы говорим и как относимся друг к другу, в том, как мы соблюдаем чистоту вокруг себя. В этом – культура будничная, каждого дня. Может быть, поэтому вспомнился мне рассказ Дениса Девяткина, депутата челябинской думы о том, как он с активистами хутора Миасского помогали жителям пользоваться мусорными баками. Раньше их просто не было в жизни челябинского хутора. Аксиома – чисто не там, где не мусорят, а там – где убирают. Мусорят и во всех самых передовых городах Европы. Но там за чистотой следят. Для этого нужно было создать условия – в виде урны и мусорного бака.

Как известно, жизнь наша состоит из будней и праздников. Это две стороны одной медали. Поэтому уместно было в ткань «культурного повествования» включить и посещение нашего города картины великого художника и появления там, где раньше не было, баков для сбора и вывоза мусора.

Год культуры начался в России и хочется прожить его в красоте и чистоте.

Сергей Белковский
2611_pamyatnik_arhitekruty_foto_s_belkovskogo.jpg (27.51 Kb)

Я хочу поддержать разговор о культуре, начатый Сергеем Белковским. Разве не о ней думается каждый день, когда уже по дороге на работу ты сотню раз испытаешь на себе её отсутствие? Она – в большом и малом, близко и далеко, везде заметна: если она есть – радует и помогает жить, если нет – огорчает, мешает, тревожит, печалит, раздражает.

Почему так легко идти по центральным улицам Санкт-Петербурга? Потому что глаз всегда любуется, а душа – наслаждается. Здесь – музей под открытым небом, любовь к нему видна и в малой малости, и в большом, вблизи и на расстоянии. Здесь каждый уголок я могу сфотографировать или сфотографироваться на его фоне, потому что хочу увезти его с собой на память. И память эта будет меня греть ещё долго, и звать снова и снова приехать. Почему этот город отстояли ценой стольких жизней в годы блокады? Да потому, что не смогли допустить и мысли, что можно отдать всю эту красоту и величие на поругание кому-либо.

Почему русская земля – святая? Да потому что вся полита кровью её защитников.
Почему город на Неве носит имя Санкт-Петербург? Да потому что «санкт» – святой. И чувствуешь себя в нём в любую слякоть, непогоду или редкий солнечный день – счастливым человеком. Это я говорю о себе. Идёшь по городу и пьёшь глазами то, что дарится тебе. Вот в электричке метро – большой портрет Льва Николаевича Толстого и подпись под ним: «Чтобы поверить в добро, нужно самому начать делать его»… Меня, читателя, приподнимают над бытовыми, может быть, сиюминутными и суетливыми мыслями и направляют их в другое русло.
И я за это благодарна городу.

Таких примеров множество, и как же хочется перенести их в город родной! К кому прийти и попросить, к примеру, чтобы не мучили деревья? Да их же запилили все до кочерыжек на главных и неглавных улицах, за год он не стали краше – на них выросли новые, несоразмерно толстые ветви и обломились под тяжестью собственного веса, повисли плетьми, став немым укором тем, кто их изуродовал. А если бы за ними ухаживали так же бережно и с уважением к деревьям, птицам, людям? Тогда бы, как на Васильевском острове, мы любовались ладностью, изящностью дерев, стоящих полукругом и украшающим своим великолепием великолепный город на Неве.

Но культура нашего города пока… другая. У нас – культурная революция. И пострадали от неё наши верные друзья, дарящие свободное дыхание в загазованных зонах, и птицы, садившиеся прежде на их ветвях зимой и летом, и люди, видящие всё это.

Однако, очень хорошо сказала наша землячка в своём стихотворении “Лучше зажечь в темноте свечу, чем обличать тьму” ( Лилия Кулешова), я с ней согласна. И в год культуры можно смело помечтать ещё об одном - о том, что те, от кого многое зависит, обратят внимание на нелепость трактовки слова, от которого образовано имя нашего города и поведут за собой колеблющихся и не верящих в другое - другим путём. А основания для этого есть, они веские.
Можно ли было соглашаться на протяжении всех 275 лет с той варварской трактовкой, что имя города происходит от слова «ведро» или «гнилая яма» ? Так могут назвать-обозвать место на земле только враги. А разве враги дают имена городам? Давайте вспомним названия, которые на слуху: Златоуст (слышим «золотые уста»), Миасс («на, пей»), Москва златоглавая, Тбилиси («тёплый источник»), Ярославль (две версии происхождения: по имени князя Ярослава Мудрого; в честь славянского бога Ярилы), Благовещенск, Гусь-Хрустальный… Это наши, русские города, со славными и поэтичными названиями. А вот - Сан-Диего и Сан-Франциско — США, Сан-Ремо — Италия, Сан-Луис — Бразилия, Санкт-Галлен — Швейцария… Имя города начинается со слова «свято»! Как это важно. И это свято.

Правда, есть и крайности. Названия городов предупреждают об опасности – Карабаш, к примеру («чёрная голова»). Но тут уж надо выбирать – селиться в этом месте или нет, тебя предупредили.

О другом переводе слова «челяби» напоминает в своей книге человек, обладающий глубочайшими знаниями, историческими сведениями и огромной любовью к Уралу и городу, где он родился и живёт, цитирую: «Имя этого города – Челябинск – единственного во всей России города с корнем “чел”, то есть “человеческий”, и единственного, чьё имя в переводе с тюркского означает “поэт, философ, мудрец”. Впрочем, это я узнал гораздо позже, а в детстве слышал только такие псевдопереводы, как “ведро”, “гнилая яма”…». Кирилл Шишов.

Не начать ли работу над новым имиджем нашего города с этого? Челябинцам можно и нужно гордиться: наш город - единственный в своём роде город в России, напоминающий нам, что человек – это творец, философ и поэт, он может жить в ладу с самим собой и другими, он занят благородными делами – делами на благо людей.

Тема культуры, что река Волга - широка, глубока и без неё никуда. Без культуры. Как без Волги, главной реки России, носящей в древности имя Бога Солнца – Ра.

Сегодня – начало разговора.

Нина Пикулева
26 янв 2014г.