Наши встречи » О чём я говорю с подростками?


16 декабря 2012 от Nina
Есть тема нашей встречи, которая всегда актуальна. Девчонки и мальчишки 8-х или 9-х классов особенно внимательны, не шелохнутся, когда я на живых примерах им показываю, что из человека может получиться... Откровенный разговор глаза в глаза на тему Как найти в себе талант. И никому не нужно распускать "павлиний хвост", беседа протекает искренне и просто.

Что помогает мне самой сосредоточиться на этой теме и "зарядиться" перед встречей? (А это - непременное условие). Я не пишу на карточках библиотечных даты и цитаты... И не набрасываю на бумаге план беседы, подглядывать потом не буду, не люблю. И созреваю всякий раз на берегу, вбирая в себя очень хорошие, ёмкие эссе и вспоминая подходящие примеры - из жизни.

Нет, не оставила я той привычки юности, когда девчонки переписывали в свой альбом или тетрадь понравившиеся строчки стихов или стихи целиком, или высказывания мудрых. Я до сих пор окружаю себя золотой россыпью человеческих мыслей, подсказок, искромётных изысканных шуток, афоризмов. И многие из них постепенно становятся частьь меня, помогая жить, украшая её. И конечно же, я делюсь такими находками на наших встречах.

Сегодня уже не помню, откуда взялось это прекрасное эссе Геннадия Ростовского в моём компьютере, но я ему очень благодарна за то, что оно - такое. За то, что каждый его абзац подходит не только для начинающих поэтов, хотя в этом - особая ценность его. За то, что он подчёркивает то главное, что помогает человеку работать над собой. Ставить цель и понимать, как идти к ней. Как это важно!

Я приведу это эссе, пусть не смущает вас его название (я говорю учителям, которые проводят классные часы), оно - универсальное.

А как вы пишете стихи?

Геннадий Ростовский

Иногда на поэтических вечерах нас, поэтов, спрашивают: а как вы пишете стихи? При этом имеют в виду сам момент зарождения, начала. Обычно я отвечаю встре-чным вопросом (Михаила Светлова): а как зарождается в материнском чреве ребёнок? С головы? С ног? Или же – у Анны Ахматовой: когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи…
Но вновь и вновь убеждаюсь в правоте Владимира Маяковского:

Поэзия – та же добыча радия:
В грамм добыча, в год – труды.
Изводишь, единого слова ради,
Тысячи тонн словесной руды…

А беда многих и многих нынешних стихотворцев (в том числе большинства коллег по Знаменску) в том и заключается, что не желают они работать над словом, не желают совершенствоваться сами и совершенствовать свои собственные творе-ния. Вот как написалось – так пусть и будет! И не замечают, что порой в строчке слово налезает на слово, как мартовские льдины на реке одна на другую – со скре-жетом и хрустом. Что хотел автор сказать одно – а на бумаге получилось нечто дру-гое. Что внутренний ритм ломается совершенно неоправданно. Что «образы стоят, как образа по углам в иных стихотвореньях» (В. Костров)…. Да и вообще – нет ни-чего нового, нет своего взгляда, нет личности. А без этого нет и поэзии.

Верно когда-то написал Павел Мелёхин:

Как много хорошего нами увидено
Глазами Есенина, глазами Уитмена!
Иду за титанами – это не тайна.
И на ночь на кухне сажусь у титана.
…Черкаю, клочкую гектары гекзаметров,
Кручу себе чуб, бормочу, как факир…
Я очень хочу, чтоб моими глазами
Когда-нибудь люди взглянули на мир!..

И ещё мне нравятся четыре строки Андрея Вознесенского:

Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.

Слушал недавно по телеканалу «Культура» передачу, посвящённую творчеству К. Ваншенкина. Правильно он говорил: поэзия – это наивность и наблюдательность. Я впереди этих двух слов ещё бы добавил – удивление.

Для того, чтобы самому что-то писать, нужно знать, что до тебя писали другие, и не только в этой стране. Поэт, писатель должен быть образован, не стоит уповать лишь на талант и вдохновение.
Ещё раз обращаясь к теме упорной работы над словом, над собою, хочу привести высказывание Эдисона: «Гений – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов – потение». Это сказано и о себе. Когда Эдисон изобретал, на-пример, щелочной аккумулятор – работа длилась десять лет, а результат всё не по-лучался, - он спал максимум четыре часа в сутки, но чаще, как сам пишет, всего два часа, а двадцать два – работал.

Да мало ли мы знаем свидетельств того, что именно труд, неистовый каторжный труд лежит в основе большого успеха, яркого открытия, свершённой судьбы, на-конец. Свою книгу о работе мозга академик Павлов открывает эпиграфом: «Плод моего неотступного двадцатипятилетнего думания»…

Или вспомним Ф. Шаляпина.
Мы привыкли считать его баловнем судьбы, вот уж кому можно позавидовать! А он, оказывается, перед своими концертами с таким упорством отрабатывал какой-нибудь один-единственный жест, что, бывало, терял сознание, его отливали водой, он поднимался и снова повторял то же упражнение.

По своим психофизиологическим свойствам любой нормальный человек имеет задатки ко всем видам человеческой деятельности. Другое дело, что этот одина-ковый у всех набор задатков в количественном отношении у разных людей разный. Кому-то больше дано в одном, кому-то – в другом. Но и здесь не стоит унывать, обижаться на судьбу. Ведь задаток – всего лишь потенция, голая возмож-ность. И пусть меньшие задатки требуют больших усилий, зато они чаще реали-зуются в устойчивую способность. Если же человеку с самого начала всё было лег-ко, он может так и не приучиться к систематическому труду, и тогда самые бога-тые задатки оказываются мёртвым сокровищем, ненайденным кладом, хоть и был он «зарыт» в самом близком месте.

Чаще всего мы бываем не бессильны, а безвольны. Свою же неспособность к на-пряжённому труду прикрываем разговорами о недостатке природных данных. Так удобнее и перед другими, и перед собой, а главное – не стыдно. Но это самообман. Если у тебя малые природные данные, значит, работать тебе нужно больше. Только и всего. Жить надо по «закону велосипеда»: пока педали крутишь – едешь, перестал крутить – остановился, упал…

Тиражи нынешних поэтических книг небольшие, ни в какое сравнение не идут с тиражами 60-70 годов прошлого века. И не достигнут они никогда уже, наверно, прежнего уровня. Истинных ценителей поэзии не так уж и много, как и ценителей классической музыки. Да и нынешние цены на книги многим не по карману. А тем, у кого водятся большие деньги, поэзия, как правило, не нужна. У них другие интересы.

Всё меньше и меньше с годами читателей,
Ценителей чистых и искренних слов.
Всё больше и больше всеядных глотателей
Духовной отравы, что льётся с листов…

----------------------------------------------------

В эссе упоминалось имя Константина Яковлевича Ваншенкина, цитировались его слова.
Пусть это будет памятью прекрасному поэту, написавшему столько гениальных песен, которые живут с нами - "Я люблю тебя, жизнь", "Алёша", "Как провожают пароходы"... Только что, вчера, 15 декабря, поэта не стало. Он не дожил двух дней до своего 87-летия.

Нина Пикулева.