Эссе » ПРИТЯЖЕНЬЕ ДУШИ и УМА


23 декабря 2012 от Nina
интервью для газеты "АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ", инициатива Яниса Грантса

Накануне Нового года всматриваешься в уходящий и даже предыдущий: что хорошего? какие уроки? что получилось, что нет? И хорошо, что можно задержать взгляд и осмыслить по-новому то, мимо чего прошёл, вернуться в то событие, то время, и снова поблагодарить за то, что оно было...К таким событиям относится и вот это интервью с поэтом Янисом Грантсом, писавшим до некоторого времени исключительно стихи для взрослых, а ныне - ставшим интересным детским автором. В его облике, а значит, и характере, всегда было мальчишество, но он этой грани не придавал никакого значения... а грань-то - драгоценная, не каждый ею обладает.

И вот однажды... Янис попросил меня ответить на его вопросы для газеты. И рассказать о детской литературе, нашем городе в этом ракурсе, моей литературной школе, коллегах, о первых стихах и новых книжках, о планах... Перечитала наше интервью сегодняшними глазами - ни от чего не отказалась бы. И привожу его на своём сайте, пусть живёт и работает :)))

ПРИТЯЖЕНЬЕ ДУШИ и УМА

31.08.2011г.
Янис Грантс

После первых приветственных слов детский поэт Нина Пикулева вдруг сказала: «Ну надо же, как только ты надеваешь очки, сразу становишься удивительно похожим на Николая Петровича Шилова. И не только цвет глаз, овал лица, но и взгляд Шилова… Уж не говорю о том, что ты и ростом с него, и такой же комплекции. Это, между прочим, не я одна заметила». Так в нашей беседе с самого начала появился непредусмотренный поворот.

Нина Васильевна, Вы ведь не одно стихотворение посвятили Николаю Петровичу. Опекали его на первых порах. Кажется, даже название для его первой книги Вы предложили. Расскажите о вашем сотрудничестве…

Николая Петровича я помню с первых его шагов в литературе. Тогда Ефим Григорьевич Ховив, руководитель литобъединения ЧТЗ и мой наставник, к слову, организовал в газете «Хроника» (редакция располагалась в том же здании на Васенко, где и общество «Знание») детскую страничку «Газетка». Придумал отличный девиз для неё:
«Название это точно и метко: взрослым – газета, детям – “Газетка”!» И работа пошла!
Мы с Николаем Петровичем были (в числе других) авторами странички. Так вот, скажу я вам, тогда стихи Николая Шилова – самые первые! – были такими, что… напоминали гаммы, упражнения, разминку…Он только ещё «пробовал свой голос», нащупывал приёмы письма и не очень-то понимал, почему свернул в детскую тему…

По возрасту Николай Петрович старше меня. А по опыту в детской литературе - он делал первые шаги, когда я уже вросла в неё корнями за 30 лет работы. Поддержка начинающих нужна в любой профессии. И в нашей особенно. Е.Г. Ховив всегда повторял известное: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Быть детским поэтом – редкий дар. И не сразу его можно почувст-вовать, ощутить в себе. Николай Петрович отличался чрезвычайной скромностью. И говорить с ним, убеждать его в том, что он должен встать во весь свой истинный рост в детской литературе, было необходимо хотя бы потому, что он не видел себя со стороны. Я имею в виду в этой сфере, а не в привычной для него стихии – режиссуре. И я, по сути, становилась для него живым зеркалом. Он сложил свою первую книжку и дал ей условное название «Досточтимый паучок». Пришёл ко мне и попросил сказать о первенце своё мнение. Ну конечно же, такие разговоры идут начистоту. Я, глядя автору в глаза, сказала, что в книге пока много балласта, от него нужно избавиться, а главное – у неё должно быть другое название!

«Какое?» – нет, это был не риторический вопрос. Это был естественный вопрос начинающего ав-тора, готового к диалогу. «А вот оно: “Доктор Муха-горло-нос”». Николай Петрович улыбнулся: «Я подумаю». И от меня, как он потом сказал, отправился ещё к одному, «более жёсткому редак-тору», который отсёк от первоначального объёма книжки ещё третью часть. Так «утряслась» и появилась на свет первая книжка Николая Шилова «Доктор Муха-горло-нос». Старт для писателя – очень важный момент, но это и аванс в некотором роде. И обещание читателю, что вторая книж-ка выйдет лишь тогда, когда поэт почувствует, что вырос на голову…

Мне очень жаль, что Николая Шилова теперь нет рядом с нами. Он ушёл на взлёте, он ещё только набирал высоту. Да, он писал весёлые стихи, делая почти в каждом из них маленькое открытие, играл живым, весёлым словом, аудитории взрывались смехом, когда он выходил на сцену и читал. Да, он шутил и был в стихах самим собой, но лишь отчасти. Он рос, и вот уже пришло время, когда Николай Петрович стал не просто сочинять словесные кульбиты, но и будить чувства в нашей душе. А это – следующая ступенька для поэта. Почему сейчас цитируют прежде всего стихотворе-ние «Хорошо на свете»? потому что не найдётся человека, который смог бы отторгнуть его…

Надо мною
Небо,
Подо мной
Земля.
Между ними
Ласточки,
Тополя
И я.
Пух летит
На землю,
Птицы –
В синеву.
Хорошо на свете,
Судя по всему.

А сами Вы как пришли в детскую литературу?

У меня на старте было две творческих тетради-дневника: лирика и детские стихи (улыбается). Немцы говорят: «Любите порядок, он экономит время». Вот и я, благодаря их мудрости, теперь могу посмотреть, когда написано то или иное стихотворение – всё в этих тетрадях в хронологи-ческом порядке. Да, я не вошла в литературу как лирик, но первые шаги были именно в этом направлении, ведь юность – возраст любви… и грусти… и особой нежности, лиричности. Моей первой и самой основательной литературной школой стало литобъединение ЧТЗ. И там нам всем «перепадало» внимания и критики. На что – в ответ – и родилось моё :
«Опять несу стихи на суд/ И наблюдаю взлёт бровей…/ “В старинный глиняный сосуд/ Вина, не выдержав, не лей!”»
Это – из той, самой первой тетради. А рядом – другое. Оно называется «К стихам» и датировано 1972 годом.

Недотроги мои, недотроги,
Притяженье души и ума,
Вы со мной выжидающе-строги,
Вы со мною скупы на слова…

Убегу! Не приметив дороги,
Убегу, не оставив следа…
Недотроги мои, недотроги,
Ну куда я без вас,
Ну куда?

«Недотроги» мои публиковались всего единожды, в стенгазете нашего факультета в ЧПИ, где я училась в те годы. В то же время родилось и «программное» четверостишие, оно и есть мой характер и моя суть:
Я должна начинаться – с заботы,
Cо стремления, в день изо дня,
Чтобы в жизни хорошее что-то
Началось непременно – с меня!

И что-нибудь хорошее с Вас началось?

Ну да, я очень рада, что с меня кое-что началось в нашем городе. Сначала Студия эстетического воспитания дошкольников «Родничок» во Дворце культуры ЧТЗ (инициатором была директор ДК Надежда Дида). А потом – школы для грудничков. Что это такое? Воплощение моей мечты, чтобы родители младенцев не оставались в четырёх стенах, а собирались небольшими группами. Чтобы они проходили «школу опыта» в контакте с собственным младенцем, учились бы культуре материнства: с чего начинать общение, что петь-говорить, как реагировать на плач и капризы, как утешить и поддержать, как развивать, как поднимать настроение? И ещё много всяких нюансов, почему и зачем – наглядно и вместе с крохой… Он может в это время сладко посапывать на руках, а мамочка – учиться. Своей идеей я поделилась с композитором Еленой Попляновой, мы дружили очень тесно, она и открыла потом первую Школу поэтической педагогики на Северо-Западе, а после стали появляться подобные. Таких школ сейчас и по городу, и по области, и по стране – достаточно, время пришло, жизнь подсказала. А наша была – первенькой в городе. Её название, кстати, подарил мне опять же старый друг и учитель Е. Г. Ховив. Когда он стал «свидетелем» нашей дружбы с Еленой Попляновой и услышал о планах – создать школу для грудничков, – глаза его загорелись идеей: «Нина, я знаю, как назвать ваше детище! Это Школа поэтической педаго-гики, верно?» Так в этот миг (я даже записала дату, на счастье: 25 октября 1994 года) родилось название моей мечты. Определение «поэтическая педагогика» кажется мне очень точным, ведь это то, чем я занималась в детской литературе и в жизни много лет: писала для младенцев самые первые стихи (от слова пестовать – пестушки, от слова потешать – потешки, за ними – прибаутки, игры; а подрос малыш – считалочки, чистоговорки, скороговорки).

А когда и где вышла Ваша первая книжка?

В Москве, в издательстве «Малыш», в 1988 году. А первая челябинская – «Играй-городок» на следующий год. Мне снова хочется сказать о тесной связи с наставником. Я была такой же робкой, как Николай Петрович Шилов. И ни за что свою рукопись не решилась бы принести в издатель-ство. Это сделал за меня (как и за многих авторов нашего ЛитО) Е.Г. Ховив. И, между прочим, дал очень точное название этой книжке. Она вышла огромным тиражом по теперешним меркам (а по тем временам детская литература такими тиражами и издавалась) – 250 тыс. экз. и раскупилась … за неделю! Вот что было здорово: своё издательство в родном городе – ЮУКИ! Свой книжный магазин через дорогу от него – «Уральская книга». Издательство открылось, между прочим, в тя-желейшем для страны, военном 1943 году, с надеждой на будущее. А закрылось в наше время. И магазина тоже нет. Вот потому-то и приходится, если так можно сказать, работать не там, где родился, а там, где издают. С Москвой, Ярославлем, Санкт-Петербургом. Почётно, но горько, что книжек потом на прилавках в родном городе – нет. Не привозят их книгораспространители, не читают они рейтингов, не следят за тем, кто из авторов – земляк. Прежде хорошее правило было: издается автор в Москве, значит – бóльшая часть тиража отправляется в его город. И всем хорошо!

А сколько книжек у Вас на сегодня?

Прошу не пугаться этой цифры, поскольку книжки в детской литературе – это и «малышки» объё-мом в одно-два стихотворения, и двенадцатистраничные, и очень «толстые». Их у меня – сто. Можно было бы праздник устроить, если это было бы кому-то по-настоящему нужно. По-моему, такого ещё в Челябинске не было: 100 книг общим тиражом 4 млн. экземпляров. Да пόлно, полно мечтать… Детские писатели – они «всехные», по детскому выражению, и в тоже время будто бы ничьи. Их некому по-настоящему согреть. Ну, ладно, давайте дальше пойдём.

Нина Васильевна, а что бы Вы рассказали о журнале для детей «Тропинка»?


С большим теплом вспоминаю то время, когда усилиями Северины Борисовны Школьниковой, очень преданного детского автора, жившего в нашем городе, родился журнал «Тропинка». Первый номер датирован 13 ноября 1991 года. Чуть раньше её же усердиями и с помощью нескольких лю-дей была создана Ассоциация детских авторов. Мы встречались-собирались в Фонде культуры, обсуждали материалы для «Тропинки», читали друг другу новые стихи, советовались, творили, придумывали. Мы были вместе, мы нужны были друг другу и нашим читателям, большим и ма-леньким. У каждой рубрики был «хозяин». Ведущим рубрики «Детский сад» стал Николай Шилов, к примеру. Мне досталось «Лёгкое пёрышко» (это творчество маленьких писателей). Северина занималась очень важными вопросами, многими сразу, их даже все не перечислить – без неё просто не было бы «Тропинки».

Журнала не стало, как только Северина Школьникова уехала из страны. Последний номер вышел в марте 1999 года. «Тропинка» жила восемь лет. Журнал полюбился народу, его читали и спрашива-ли в библиотеках, его помнят до сих пор. Я сама недавно взяла в руки один из номеров. Раскрылся он на стихах Самуила Гершуни. Прочла и глубоко задумалась. Вот какими бывают настоящие стихи, когда и от одного из них на душе, как у Блока: «чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло»…

Но ведь сейчас в Челябинске издаётся детский журнал «Подорожник»…

В «Подорожнике» мне не хватает того, что было в «Тропинке»: чувства локтя. В редколлегию меня не позвали, о выходе очередного номера я узнаю случайно. Это касается и другого факта: я вдруг услышала, что Ассоциация детских авторов вновь заработала при Союзе писателей. Но для кого же она, если старейшие авторы – не у дела? Я, конечно же, человек самодостаточный, но чувствую ответственность за тех, кто идёт следом. Не понимаю, почему же не сказали о возрождении Ассо-циации. Люди нашего поколения беспокоились не о себе, а обо всех. Вот я и поступила, как чело-век своего поколения: сама пришла на заседание, провела несколько мастер-классов. Но после четырёх занятий всё прекратилось.

У нас в городе кто готов издавать детских авторов – и проверенных, и новичков?

Все челябинские издательства - частные, они вынуждены перейти на издание только заказных книг. Вот время-то настало бесшабашное. И я понимаю, что именно время создало такую ситуацию. Издатели не виноваты: то одно, то другое в стране.

А дети растут быстро, растут без особого внимания, когда взрослые думают лишь о том, как заработать деньги. И зарабатывать приходится на сделке с совестью: на пошлых книгах-однодневках, на заказной литературе.

Однако, как жить, не думая о будущем? Ну конечно, каждый из нас ищет выход. На сделку с совестью настоящий автор не пойдёт, особенно детский. Мне удалось найти выход. Успешный предприниматель и молодой издатель Марина Волкова встала плечом к плечу с детскими авторами Челябинска и, можно сказать, спасает детскую литературу. Издательство начиналось с книги её мамы, педагога с огромным стажем. Это было методическое пособие. А «Слово на ладошке» Нины Пикулевой – первая художественная книжка издательства. Пётр Иванович Сумин дал на книгу триста тысяч рублей. Так и сказал: «Нину Пикулеву я знаю, поэтому деньги под этот проект найдём». И дело пошло!
Марина Волкова выпустила за короткое время 11 детских книг челябинских авторов. Она придумала хороший ход: читательские марафоны – встречи писателей с детьми в библиотеках и школах. О книге вновь заговорили, как о радости. Марина Волкова делает большое дело. Сейчас вокруг издательства сплотились не только южно-уральские детские поэты и писатели – она вышла на российский уровень. Недавно появился сборник «Я сижу на облаке». В нём стихи и проза авторов из Челябинска, Москвы, Кандалакши (Кольский п-ов), Красноярска, Минска, Сочи, Санкт-Петербурга, Воркуты, Уфы.

Нина Васильевна, а 200 книг для Вас – достижимая цель?

Поживём – увидим. Во всяком случае, я её – не боюсь.

-------------------------------------------------------------------------