Эссе » О материнской ПОЭЗИИ и ЗАЧЕМ читать?


2 июля 2013 от Nina
Сама работаю в этом редком жанре литературы - материнской поэзии - и всегда интересуюсь, а кто из авторитетов, специалистов о ней говорит, знает, помнит и пропагандирует? Недавно присутствовала вместе с детской поликлиникой №10, где обосновалась и успешно работает наша Школа здоровья "ВерОника" для младенцев и их родителей, на выставке "Материнство и детство", проходившей в "Мегаполисе". И снова испытала горькое разочарование: начинаешь разговор с будущей мамочкой на сносях о том, что она будет петь-говорить своему младенцу, а она в испуге либо отпрянет и убежит к столику, где демонстрируются памперсы или детское питание, либо, округлив глаза, потеряет дар речи в ответ на простейший вопрос, заставший её врасплох)))

Дорогие мамочки! Не упускайте драгоценное время, находясь в ожидании... Ну кто придёт поворковать с Вашим младенцем? Собирайте детскую библиотечку, копите потешки и прибаутки, и вот зачем...

А чтобы вы не думали, что только я понимаю важность и ответственность этого доброго и очень важного дела - ссылаюсь на статью, опубликованную здесь: http://listaika.jimdo.com/родителям/зачем-читать/ и с которой я полностью согласна.

Привожу всего лишь несколько ФРАГМЕНТОВ, а дальше - действуйте сами)))

Материнская поэзия

Готовясь стать матерью, юная женщина не только покупает распашонки своему ребёнку, но и собирает своеобразную копилку «материнской поэзии»: песенки, байки, потешки, потягушки, которыми будет ублажать сына или дочку, развивая его внимание, память, речь.

Материнский фольклор гениален. Пройдя через века, он впитал бесценный опыт многих поколений. Все народы мира поначалу знакомят детей со своей родной поэзией. Это подтверждают биологи-генетики, утверждающие, что дети лучше развиваются в своей национальной среде (память предков). Но, начиная с 4-5 лет, малышей уже знакомят с шедеврами мирового детского фольклора. Но это потом. А с года до трёх – растим детей на русской материнской поэзии. Отметим основные особенности детского материнского фольклора.

Народные песенки всегда обращены к ребёнку (Ване, Маше, Даше). Среди ласковых и певучих звуков младенец слышит своё имя, это радует его и заставляет вслушиваться. Вот почему в песенку (байку, потешку) вставляют имя своего ребёнка. Колыбельная – большая радость детской жизни. Замечено: ребёнок, которому поют колыбельные, спокойнее и раньше начинает говорить.

В детском фольклоре много движений, для маленького это целый театр, в котором он актёр. (Пальчик, пальчик, где ты был…, Коза рогатая…, Сорока-белобока, Ладушки-ладушки… и др.).

--------------- Вот и всё, коротко и ясно, а главное - всё чистая правда!!! Примечание Н.Пикулевой.

И вот ещё - фрагмент для тех, кто любит мультики. Ну очень интересное наблюдение и обобщение.

Художник Уолт Дисней и маленькие дети


Сегодня в детской литературе для маленьких господствует американский художник У.Дисней, покоривший весь мир. У нас его добрые и весёлые сказки тоже останутся навеки, только давать их ребёнку надо с 4-5 лет, а самые первые художественные впечатления, закладывающие основы самосознания, должны быть связаны с таким художниками, как Ю.Васнецов, В.Конашевич, Е.Чарушин – певец русской природы.

Художественные открытия У.Диснея – гротескный карикатуризм – предполагает, что в голове ребёнка уже есть реальный образ предмета, именно поэтому ребёнок и воспринимает юмор: знаменитый мышонок Микки Маус похож на мышь так же, как обычный человек на клоуна с размалёванным лицом и приклеены носом. Вот потому-то Дисней – художник для дошкольников и младших школьников, а не для младенцев.

Поэтическое слово требует тонкости чувств и воображения. У ребёнка, с младенчества выросшего на Диснее, нет этой тонкости: он не видит оттенков цвета, красоты и изящества линий. Может ли малыш, у которого мишка – фиолетовый, собачка – красная, а кошка – зелёная (что само по себе неплохо), порадоваться серенькому котёнку, пушистую шкурку которого художник В.Лебедев нарисовал так, что её хочется погладить.

Великий американец с его эксцентрическим стилем вечно будет радовать детей, но им для развития нужны многообразные художественные впечатления. И ещё: одно дело – Дисней, а другое – эпигоны, которые довели его художественное открытие до абсурда, создав культ уродства, издевательства над человеком. В результате, происходит отторжение родной культуры. А всё начинается в самом раннем детстве.

---------------
Источник:

http://listaika.jimdo.com/уолт-дисней/

---------------

А ниже - приведу весь "список" замечательных кратких публикаций на том же сайте, вот как он выглядит:

Зачем читать?

Американцы забили тревогу по поводу чтения ещё в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования».

Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности – неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации: он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.

Вот так. А мы - страна, которая считалась самой читающей страной в мире, духовной лабораторией человечества, почему-то изо всех сил пытаемся брать пример с Запада, Америки. Мы слушаем их, раскрыв рот, завидуем, берём за образец их модель жизни. Вспомните, как в начале 90-х годов прошлого века зарубежные (!) консультанты внедрили у нас либеральную педагогику. Суть этой педагогики сводилась к отрицанию роли воспитания. Даже звучит странно. Но именно это послужило тому, чтобы разрушить всю систему руководства детским чтением.

Только не следует искусственно усложнять проблему и не стоит преуменьшать наши возможности. Надо просто начать читать самим, читать вместе с детьми.

Но обо всём по порядку.

--------------------------------
Игра и младенец

Как в голове ребёнка устроен природный механизм восприятия книги? Как не разрушить, а, напротив, укреплять и развивать его? Изложу своё понимание этого вопроса.

Прочесть всю статью

------------------
Материнская поэзия

Готовясь стать матерью, юная женщина не только покупает распашонки своему ребёнку, но и собирает своеобразную копилку «материнской поэзии»...

Прочесть всю статью

-----------------
Книжный период. Картинки и повторы

В дошкольном возрасте ещё сохраняется способность предметного периода: малыш с окружающим миром знакомится глазами и ручками.

Прочесть всю статью


-------------------
Книжный период. Сюжет

Следующий шаг для развития образного восприятия - умение следить за сюжетом.

Прочесть всю статью

----------------------
Уолт Дисней и маленькие дети

Сегодня в детской литературе для маленьких господствует американский художник У.Дисней, покоривший весь мир.

Прочесть всю статью


---------------------
Резюме. С точки зрения науки

В отношении психологов к новорождённым произошел коренной перелом.

Прочесть всю статью

--------------------- ещё раз привожу ссылку на
Источник:
http://listaika.jimdo.com/родителям/зачем-читать/

и завершаю эту публикацию главой

Резюме. С точки зрения науки


Раннее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трёх лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребёнка с первых дней и месяцев жизни. В отношении психологов к новорождённым произошел коренной перелом. Если раньше наука делала упор на то, что это крохотное существо ничего не может, то теперь, напротив, интенсивно исследуются возможности того, что ребёнок может, как он оснащён для жизни.

Оказалось, что самое маленькое дитя контролирует количество и качество импульсов, которые к нему поступают из внешней среды, определяя развитие. Однако психическое развитие не происходит само по себе по мере роста ребёнка. Одного ухода недостаточно, нужно общение ребёнка со взрослыми. К сожалению, это понимают не все, ошибочно полагая, будто психическое развитие, умение думать и чувствовать как бы происходит само собой по мере созревания организма. В 50-х годах прошлого века даже такой выдающийся детский врач, как Бенджамин Спок считал, что младенца полезно почаще оставлять одного и не брать на руки, чтобы не избаловать. Но малыш – молодец! Хныканьем, криком, плачем он требует своего – ОБЩЕНИЯ.

Современные биологи утверждают, что нервные клетки мозга формируются, в основном, до трёх лет. Но мозг ребёнка не может развиваться без учёбы, без тренировки. Вот почему стремление к общению для младенца – такая же биологическая потребность, как еда и сон. От того, как удовлетворяется потребность в общении, зависит развитие мозга, а следовательно, и то, как ребёнок будет учиться в школе, то есть СЧАСТЬЕ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ – и не только детской… Психологи установили, что пытливость ума, так же как и его леность, - это состояние души, которое выражается у одних – в привычке к размышлениям, вдумчивости, а у других – в пустом времяпрепровождении и скуке с самим собой. Причем корни этого состояния души – во младенчестве.

И вот что интересно: наиболее развитые дети – не у тех матерей, которые проводят с ними больше времени, и не у тех, кто постоянно что-то рассказывает, объясняет, а у тех, кто (казалось бы!) в игры детей не вмешивается, но способствует тому, чтобы ребёнок открывал мир сам. Такие мамы всегда рядом и готовы пояснять детские открытия, побуждать к новым и увязывать с уже имеющимися.

Нетрудно представить, какие поистине неисчерпаемые возможности даёт для этого художественная литература как искусство слова. В отличие от других искусств, она не даёт готовых образов: воспринимая слово (устно или письменно), ребёнок САМ воспроизводит в своём воображении разных людей и картины в цвет, звуках, запахе.

Раннее приобщение к разным жанрам литературы при неуклонном, по мере роста ребёнка, усложнении и расширении её содержания за счёт отечественной и мировой классики – надёжный гарант формирования культуры личности на всю жизнь И всё это – в родной семье, под родительским кровом.

-----------------

Спасибо всем, кто готовил эти материалы на указанном сайте. Они будут работать ещё и здесь.

В интернет-пространстве все друг на друга ссылаются, на мои материалы - тоже))) И в завершение этого разговора я приведу материал с сайта незнакомого мне человека. Ему - тоже спасибо, за пропаганду моего творчества и этой важной темы.

Сайт воспитателя МАДОУ ЦРР ДС №27 "Росинка" Федосеевой Е.М.

Нина Пикулева. Материнская поэзия

Радость срочной телеграммой
В сердце ворвалась:
Я сегодня стала мамой...
Дочка родилась!

От души поздравляю всех молодых родителей, которые в эти дни привыкают к новому состоянию души, с любовью разглядываю своего первенца. Я разделяю вашу радость и выхожу вам навстречу по праву матери и детского поэта, шагнувшего когда-то на стезю материнской поэзии. Иду навстречу вам с запасом авторских импровизаций на тему русского фольклора и со своими собственными прибаутками в надежде на то, что все это вам пригодится в тех ситуациях, через которые проходят малыши и их родители за первый год: вот первые попытки улыбнуться маме, вот первое "агу", вот первый зуб, первый шаг и первый день рождения... Пусть малыш растет, вдыхая радость вашей трепетной любви и нежности к нему, тепла , уюта той домашней обстановки, в которой он растет.

1. Доброе утро.

Ой, люшеньки-люшки!
Нашему Илюшке -
Доброе утро, доброе утро!
Утро с шутками,
Прибаутками
Ты мне ручки подай,
Да с кроватки вставай -
Умываться пойдём,
Где водичка - найдём.

Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!

2. Потягушка
Потягуни - потягушечки
От носочков до макушечки
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растем, растем, растем!

3. Агушечка
Кто гулит со мной "агу" да "агу"?
Говорит, а я пытаюсь не могу!
Говори, мой говорун, говори,
Подари словечко мне, подари...

4. Скворушка
Ой, да кто это лопочет?
Кто порадовать нас хочет?
Пой нам, пой нам, скворушка,
Скворушка-Егорушка!

5. Игра
Павка-Павлушка,
Сладкое ушко!
Я Павлушку не спрошу
Да за ушко укушу - Ам!

6. Играем в прятки
Тю-тю! Нету Любушки!
Любушки-голубушки!
Ой да нет её нигде!
Мы искать её пойдем
И найдем, найдем, найдем.

7. Первый зубчик
Ой, малехонький,
Да белёхонький!
Вышел наконец,
ай да молодец!
О тебе уж знали,
Со дня нά день ждали,
Хватит собираться,
Выходи кусаться!

8. Лизонька
Лиза, Лизонька, Лизок,
Ну, скажи еще разок:
"Ма - ма, па-па,
Ба-ба, Де-да..."
Убежала, непоседа!

9. Дашенька

Мы гуляли в одеяле
С Дашенькой-Дашуткой.
И совсем большими стали
С Дашенькой-Дашуткой.
Как увидела зима
Дашеньку-Дашутку,
Подарила ей сама
Валенки да шубку!

10. Кто тут плачет?
Кто тут плачет, ой - ёй - ёй!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите -
Улыбается уже, посмотрите!

11. Хорошо-то как!
Ой, у Алешки
веселые ножки!
Сами в пляс идут,
никого не ждут!
Эх, так-так-так,
хорошо-то как!

12. Без потешки - не еда!

Ох, Санька-Санёк,
садись на пенёк,
Будем сказку слушать,
будем кашку кушать!
Ложка-за маму,
Ложка- за папу,
Ложка- за Сашу,
Да потешку нашу!
Кашку съели -
И по-ве-се-ле-ли!
Начинаем перпляс -
Не сплясать вам лучше нас!

13. Спать пора!
Ой, люшеньки-люшки,
В сторону - игрушки,
В сторону - игрушки,
Спать пора.
Сон принёс подушки
И сказал Илюшке:
- Я с тобой побуду до утра...

14. Бабушка в гости пришла
(С порога)
Нам сорока-белобока
Новость принесла,
Будто Анечка-Анюта
Ножками пошла!
Это правда? Или шутка?
Ну-ка, где моя Анютка?

15. Юленька
(Пошел ребенок по квартире)
Наша Юленька-Юла
Не смотрите, что мала,
Не смотретие что мала -
на работушку пошла!
На работушку пошла,
Мно-о-ого дел себе нашла!
Бабки-дедки, не зевайте,
За юлой-то поспевайте.

16. Первый День Рождения
День рожденья у Ванюшки,
Ладушки, ладушки!
Драть пришли его за ушки
Бабушки, бабушки!
И дед пришел -
Гладить по головке
До чего же хорошо
В этой обстановке!

Категория: Литература для детей раннего возраста | Добавил: Admin (18.11.2011)
Просмотров: 419 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/5

--------------
Примечание автора потешек и песенок: на сайте воспитателя выложена вся моя книжка «Ой, люшеньки-люшки!», изд-во «Крокус», Челябинск, 1996г.

Нина ПИКУЛЕВА